Меню
blank

Храм Христа Спасителя в Москве

Храм Христа Спасителя — одна из самых узнаваемых достопримечательностей Москвы и всей России. Его белоснежные стены и золотые купола возвышаются над Москвой-рекой, напоминая о событиях, которые определяли судьбу страны: победа в Отечественной войне 1812 года, революционные потрясения, разрушение в советскую эпоху и триумфальное восстановление в конце XX века. Это не просто храм — это памятник истории, символ возрождения и важнейший центр духовной жизни.

Сегодня Храм Христа Спасителя — действующий кафедральный собор, в котором проходят главные богослужения Русской православной церкви. Сюда приходят молиться, любоваться архитектурой, подниматься на смотровые площадки и просто почувствовать масштаб времени. В этой статье вы узнаете, как создавался и разрушался храм, чем он удивляет сегодня и что стоит обязательно увидеть внутри.

История строительства в XIX веке

Идея и закладка. Храм Христа Спасителя изначально задумывался как грандиозный памятник-подвиг в честь победы России над армией Наполеона в Отечественной войне 1812 года. Император Александр I уже 25 декабря 1812 года издал манифест о возведении в Москве церкви во имя Спасителя Христа – в благодарность Богу за спасение Отечества и в память о мужестве русского народа. Первый проект разработал архитектор Александр Витберг: 12 октября 1817 года состоялась закладка храма на Воробьёвых горах. Однако выбранное место оказалось неудачным – грунт на холме был непрочным, и спустя несколько лет строительство приостановили. После смерти Александра I новый император Николай I отменил проект Витберга.

Проект Константина Тона. Николай I постановил строить храм в «древнерусском стиле» и поручил разработку нового проекта архитектору Константину Тону. Император лично выбрал новое место – на берегу Москвы-реки, неподалёку от Кремля, где тогда находился Алексеевский женский монастырь. Монастырские строения снесли и перенесли общину в Сокольники, и 10 сентября 1839 года на Волхонке торжественно заложили уже новое здание храма. Строительство продолжалось около 44 лет: к 1860 году были завершены основные строительные работы, а внутренняя отделка и росписи – к началу 1880-х. Наконец, 26 мая 1883 года (в праздник Вознесения Господня) состоялось великое освящение храма в присутствии императора Александра III и членов императорской семьи. В этот же день произошла и коронация Александра III, что придало церемонии особую торжественность.

Архитектура и масштабы оригинального собора. Возведённый по проекту Тона храм являлся пятикупольным собором в русско-византийском стиле, чем напоминал древние кремлёвские святыни. В плане он имел форму равноконечного креста. Высота здания достигала 103 метров, что сделало его одним из самых высоких православных храмов мира того времени. Огромный центральный золочёный купол окружали четыре малых главки по углам, придавая облику храма величественный и легко узнаваемый силуэт на панораме Москвы. Собор впечатлял размерами: общей площадью около 6800 м² и вместимостью до 10 000 человек. Внутреннее убранство отличалось пышностью: стены и своды покрывали более 20 тысяч квадратных метров росписей на библейские и исторические сюжеты. Над ними работали выдающиеся художники Российской империи – Василий Суриков, Василий Верещагин, Иван Крамской и другие мастера академической живописи. Иконостас храма представлял собой уникальную восьмигранную часовню из белого мрамора, увенчанную позолоченным шатром. Снаружи фасады были украшены барельефами и скульптурами работы известных скульпторов (в том числе Петра Клодта и Николая Рамазанова), а бронзовые двери с барельефами отлиты по эскизам графа Фёдора Толстого. В цоколе вокруг храма была устроена круговая галерея славы – мраморные доски с именами генералов и героев войны 1812 года, а также экспозиция трофеев – по сути, первый музей Отечественной войны 1812 года.

blank
Роль храма в дореволюционной России

С момента освящения в 1883 году Храм Христа Спасителя стал важнейшим духовным и общественным центром Российской империи. Он получил статус главного кафедрального собора Москвы, здесь регулярно совершались богослужения, а в 1901 году при храме был учреждён свой профессиональный хор (52 певчих), считавшийся одним из лучших в стране. Под величественными сводами собора проходили молебны и благодарственные службы по случаю ключевых событий национальной жизни. В храме торжественно отмечали коронации императоров, всенародные праздники и юбилеи – например, 100-летие Отечественной войны 1812 года, 300-летие дома Романовых, открытие памятников Александру III и Н.В. Гоголю. Главным престольным праздником собора было Рождество Христово – до 1917 года его праздновали в Москве как день благодарности за победу 1812 года.

Храм Христа Спасителя играл заметную роль не только в церковной, но и в культурно-просветительской жизни. При нём была создана богатая библиотека духовной литературы, проводились публичные экскурсии и лекции, в том числе бесплатные обзорные туры для рабочих с 1902 года. В августе 1917 года именно в стенах этого собора открылся исторический Поместный Собор Православной Церкви, на котором, после двухвекового перерыва, было восстановлено патриаршество – первым Патриархом всея Руси был избран святитель Тихон. Таким образом, к началу XX века Храм Христа Спасителя стал не только мемориалом воинской славы, но и центром духовной жизни, благотворительности и национальной гордости России.

blank
blank
Разрушение храма и проект Дворца Советов

Трагическая страница истории связана с приходом советской власти. В атмосфере воинствующего атеизма собор оказался «неугодным» новой идеологии. В 1920-е годы храм ещё действовал, однако 5 декабря 1931 года по распоряжению Сталина его варварски взорвали всего за несколько часов. На тот момент первый Храм Христа Спасителя просуществовал лишь 48 лет со дня освящения, что породило мрачную легенду: будто бы старая монахиня Алексеевского монастыря, возмущённая сносом обители ради строительства, прокляла эту стройку и предрекла, что ни одно здание на этом месте не простоит более 50 лет.

На расчищенной площадке советское правительство планировало воздвигнуть грандиозный Дворец Советов – небоскрёб высотой 415 метров с гигантской статуей Ленина наверху. Этот фантастический проект так и не был реализован: помешала Великая Отечественная война, а затем и экономические трудности. Огромный котлован много лет зиял посреди Москвы, пока в 1958 году власти не решили устроить на его месте открытый плавательный бассейн «Москва». С 1960 по 1994 год на месте собора плескалась голубая вода круглогодичного бассейна под открытым небом. Хотя многие москвичи успели полюбить тот бассейн, для старшего поколения он оставался печальным напоминанием о разрушенной святыне. Лишь к концу 1980-х – началу 1990-х годов, в период перемен, зародилось широкое общественное движение за воссоздание утраченного храма.

blank
История восстановления в 1990-е годы

Идея возрождения Храма Христа Спасителя объединила множество людей – от простых верующих до руководства города и страны. В феврале 1990 года Священный Синод Русской православной церкви официально обратился к правительству с просьбой позволить восстановление великого собора на старом месте. После одобрения проекта начались поистине рекордные по темпам работы. Правительство Москвы под руководством мэра Юрия Лужкова создало дирекцию строительства, была объявлена всенародная подписка на сбор средств. В сентябре 1994 года московские власти приняли решение о воссоздании храма в его историческом облике. 7 января 1995 года, в праздник Рождества, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II вместе с Ю. Лужковым заклали памятную капсулу в основание будущего здания.

Строительство продвигалось стремительно – новый храм удалось возвести менее чем за шесть лет. Уже к Пасхе 1996 года под неоконченный свод вернулись первые богослужения (была отслужена пасхальная вечерня). К концу 1999 года были завершены все основные строительные и отделочные работы. Накануне миллениума, 31 декабря 1999 года, восстановленный собор распахнул свои золотые врата для верующих. 19 августа 2000 года, в праздник Преображения Господня, Патриарх Алексий II совершил великое освящение нового Храма Христа Спасителя. Так святыня, уничтоженная в советские годы, была торжественно возвращена Москве и всей России. Воссозданный храм максимально точно воспроизводит облик оригинала XIX века, вплоть до мелких архитектурных деталей и росписей, воссозданных по сохранившимся эскизам и чертежам. Тем не менее, в его конструкции использованы современные технологии (монолитный железобетон, лифты в колоннах и пр.), а под основным объемом устроен стилобат – высокое подиумное основание с полезными помещениями.

В стилобатной части размещены нижний храм (церковь Преображения Господня), Зал церковных соборов, музейная экспозиция и служебные помещения. Для художественного оформления интерьеров нового собора были привлечены лучшие современники: так, над росписями трудились 23 творческие бригады художников под руководством академика Зураба Церетели, а скульптурное убранство фасадов воссоздавалось группой скульпторов во главе с Юрием Ореховым. На заводе АМО ЗИЛ были отлиты заново колокола для звонницы – самый большой весом почти 30 тонн. Интересно, что один из колоколов старого храма чудом уцелел и ныне хранится в Троице-Сергиевой Лавре.

Современное значение храма

Сегодня Храм Христа Спасителя – не только архитектурная доминанта столицы, но и главный действующий кафедральный собор Русской православной церкви. Здесь патриарх Московский и всея Руси совершает богослужения в самые большие праздники – Рождество, Пасху, Крещение и другие, которые транслируются по телевидению на всю страну. Храм способен вместить до 10 000 человек единовременно, поэтому во время важных служб его просторные залы заполняются тысячами верующих. В верхнем храме ежедневно проходят литургии и молебны, а в нижней Преображенской церкви совершаются службы в будни.

Помимо сугубо религиозной функции, собор играет большую роль в культурной жизни Москвы. В Зале церковных соборов, расположенном в подземном уровне, регулярно проводятся выставки, конференции, концерты духовной и классической музыки, фестивали и другие мероприятия. Этот современный зал вмещает около 1300 зрителей и оборудован по последнему слову техники – за четверть века здесь выступали как церковные хоры, так и известные мировые исполнители классической музыки. Также при храме действует музейно-выставочная галерея, где можно узнать об истории создания, разрушения и восстановления святыни, а также увидеть экспонаты, посвящённые Отечественной войне 1812 года. Храм Христа Спасителя стал символом возрождения духовной жизни в России: сюда постоянно приезжают паломники со всей страны поклониться святыням (в храме хранятся частицы Ризы Господней и Креста Господня, старинные иконы и другие реликвии), а также туристы, желающие прикоснуться к истории и увидеть великолепие главного храма страны своими глазами.

Архитектурные особенности и интерьер

Белоснежные мраморные стены Храма Христа Спасителя и его позолоченные купола великолепно смотрятся как днём под солнечными лучами, так и в ночной подсветке. Высота собора от земли до креста главного купола – 103 метра, что делает его одним из самых высоких православных храмов в мире. Масштаб сооружения поражает: общая площадь – около 8 тысяч м², толщина стен местами достигает 3,2 м. По периметру кровли над основным объёмом расположены 20 декоративных кокошников (арочных закомар), поддерживаемых 36 колоннами-пилястрами, что придаёт внешнему облику ощущение монументальной устойчивости. Фасады украшены фигурами ангелов и скульптурными композициями на евангельские темы, отлитыми из бронзы. Четыре огромных барельефа на внешних стенах изображают сцены из военной истории России, прославляя победу 1812 года.

Интерьер верхнего храма впечатляет масштабом и богатством оформления. Стены, колонны и своды украшают мрамор, позолота и грандиозное полотно росписей, охватывающее более 22 000 квадратных метров. Росписи выполнены в академической традиции и изображают сцены из Священного Писания и истории христианства. Воссозданные по образцам XIX века, они сохраняют дух оригинального храма, отражая труд художников, вдохновлённых работами Сурикова, Верещагина, Крамского и других выдающихся мастеров.

blank
Архитектурные особенности и интерьер

Белоснежные мраморные стены Храма Христа Спасителя и его позолоченные купола великолепно смотрятся как днём под солнечными лучами, так и в ночной подсветке. Высота собора от земли до креста главного купола – 103 метра, что делает его одним из самых высоких православных храмов в мире. Масштаб сооружения поражает: общая площадь – около 6800 м², толщина стен местами достигает 3,2 м. По периметру крыши основного объёма расположены декоративные кокошники (арочные своды) и изящные колоннады, придающие облику храма торжественность и монументальность. Фасады украшают фигуры ангелов и объемные горельефы работы лучших скульпторов XIX века, изображающие библейские сцены и знаменательные моменты военной истории России. Четыре массивных барельефа на внешних стенах посвящены победе в войне 1812 года, вписав храм в контекст памятника Отечественной войне.

Интерьер верхнего храма поражает богатством и красотой. Стены, колонны и полы отделаны различными породами мрамора, обилие позолоты сияет в свете многочисленных паникадил. Главное украшение – грандиозный ансамбль настенной живописи площадью более 22 000 кв.м. Своды и стены расписаны на сюжеты Священного Писания и истории христианства, причём росписи современные художники выполняли заново по образцам работ Васнецова, Сурикова, Верещагина и других мастеров, украшавших храм в XIX веке. В центре возвышается уникальный мраморный иконостас-часовня высотой около 27 м, выполненный в виде восьмигранной беломраморной сени, увенчанной золочёным шатром. Внутри этой сени находится престол главного алтаря, освящённого в честь Рождества Христова. Кроме главного престола, в храме есть ещё два боковых придела, расположенные на хорах (балконах) – южный посвящён святителю Николаю Чудотворцу, а северный – святому благоверному князю Александру Невскому. Внутреннее пространство под куполом достигает 79 метров в высоту, создавая ощущение устремлённости к небесам. Церковная утварь, иконы и витражи выполнены в едином стиле, гармонирующем с историческим обликом собора.

Особая гордость храма – большая колокольня (звонница) с набором из нескольких десятков колоколов. Четыре самых крупных колокола были воссозданы на московском заводе ЗИЛ по старинным технологиям. Главный колокол, именуемый Большим торжественным, весит почти 30 тонн и звучит лишь четыре раза в году – в Пасху, Рождество и на главные православные праздники. Ещё три крупных колокола (Праздничный, Полиелейный и Будничный) весят от 5 до 15 тонн и используются в остальные дни. Перезвон с колокольни Храма Христа Спасителя разносится на многие километры вокруг, возвещая о начале службы или торжестве.

Для посетителей представляют интерес и четыре смотровые площадки под куполом собора. На уровне основания центральной главы оборудованы открытые террасы по всем сторонам света, откуда открывается великолепная круговая панорама Москвы. С высоты около 40 метров можно рассмотреть Кремль, Москву-реку, остров Балчуг, высотки Москвы-Сити, районы Арбата и Замоскворечья, памятник Петру I и многие другие достопримечательности. На площадках установлены стационарные бинокли для удобства туристов. Подъём на смотровую осуществляется на лифте (частично) и по лестнице – всего порядка 250 ступеней. Это отличная возможность для гостей столицы сделать уникальные фотографии города с необычного ракурса.

Советы туристам
  • Время работы: Собор открыт для посетителей ежедневно с 10:00 до 18:00 (по понедельникам – с 13:00). Учтите, что во время основных богослужений (особенно утром в воскресенье и крупные праздники) вход для осмотра может быть ограничен. Смотровые площадки доступны в то же время, что и храм, но закрываются на период службы.
  • Правила посещения: Вход в храм свободный, требуется лишь соблюдение правил приличия. Как и в других действующих церквях, внутри следует вести себя уважительно – мужчины должны быть без головного убора, а женщины, напротив, традиционно посещают храм с покрытой головой. Одежда должна быть скромной (желательно закрыть колени и плечи); представителей охраны могут не пропустить в собор в откровенно пляжной одежде. Фотографировать внутри храма во время службы не рекомендуется.
  • Что посмотреть внутри: Обязательно осмотрите роскошный иконостас главного алтаря и настенные росписи на галереях – они воспроизводят работы знаменитых художников XIX века. В нижней галерее находится Галерея воинской славы – выставка, посвящённая героям 1812 года и истории создания храма. Здесь же можно увидеть мраморные доски с именами военачальников и воинских частей, перенесённые из оригинального собора. При храме действует музей, рассказывающий обо всей драматичной истории Храма Христа Спасителя – от замысла Александра I до восстановления в 2000 году. Если позволяют время и погода, поднимитесь на смотровую площадку под куполом, чтобы насладиться видом Москвы с высоты.
  • Как добраться: Адрес собора – ул. Волхонка, 15. Ближайшая станция метро – «Кропоткинская» (Сокольническая линия), от неё пешком менее 5 минут до входа в храм. Также в пешей доступности (10–15 минут) станции «Боровицкая»/«Библиотека им. Ленина» и «Полянка». Рядом с храмом останавливаются автобусные маршруты № м1, м5, м6 и др.. Вокруг собора удобная прогулочная зона: можно перейти по пешеходному Патриаршему мосту на другую сторону Москвы-реки, откуда открывается красивый вид на храм и Кремль.
  • Экскурсии: Чтобы лучше познакомиться с историей и тайнами храма, вы можете воспользоваться услугами экскурсоводов. Проводятся регулярные экскурсии по самому собору (в том числе на хоры и в музейную галерею). Кроме того, на нашем сайте доступна автобусная экскурсия по Москве, включающая посещение Храма Христа Спасителя и других знаковых достопримечательностей столицы. Это удобный способ увидеть максимум за короткое время в сопровождении профессионального гида.

Храм Христа Спасителя по праву считается одним из главных must-see объектов Москвы. Его величественная архитектура, богатая событиями история и духовная атмосфера не оставляют равнодушными ни верующих, ни обычных туристов. Посетив этот собор, вы не только увидите символ возрождения Москвы, но и глубже прочувствуете связь времен – от наполеоновской эпохи до наших дней – которую хранит в себе эта великая святыня столицы.

Добавить комментарий

×