Экскурсию открывает Белорусский вокзал (1912 г.) — изящное здание в неоклассических формах, где под светлыми арками перронов когда-то встречали первые поезда из Варшавы и Берлина. Далее путь лежит к Красной площади: здесь гранит кремлёвских стен хранит память о коронациях императоров и первомайских маршах. Маршрут продолжится по Патриаршему мосту с выходом к возрождённому Храму Христа Спасителя, после чего мы сделаем остановку у тихих прудов Новодевичьего монастыря. Подъём на Воробьёвы горы подарит обзор, где стеклянные башни «Москва-Сити» соседствуют с золочёными куполами старых соборов. Завершается тур на Манежной площади — в точке, где история Москвы встречается с силуэтами её новейших небоскрёбов.
Перейти
Просим перед бронированием уточнить информацию о доступном времени по телефонам, указанным на сайтах.
- Площадь Тверской Заставы, перед главным входом в Белорусский вокзал, у памятника Максиму Горькому.
- Автобусная
- 8:00, 9:00
- Ежедневно
Обзор экскурсии
Экскурсия начинается у Белорусского вокзала на площади Тверской Заставы, 7. Построенный в 1907-1912 годах архитектором Иваном Струковым, этот вокзал стал последним крупным дореволюционным проектом Московско-Белорусско-Балтийской магистрали. Под металлическо-стеклянным сводом длиной почти 200 метров когда-то отправлялись экспрессы «Москва — Берлин» и эшелоны Первой мировой, а сегодня — «Ласточки» в аэропорты и «Сапсаны» в Санкт-Петербург. Пока группа садится в комфортабельный туристический автобус, гид рассказывает об особенностях неоклассического фасада, о часовой башне с двенадцатитонным механизмом и о «Платформе Победы», на которую в 1945-м прибывали фронтовые поезда.
Из Тверской Заставы маршрут ведёт по Тверской улице мимо сталинских высоток и здания мэрии, затем сворачивает к Садовому кольцу и делает короткую остановку на Триумфальной площади. Здесь пассажиры могут сфотографировать бронзовый памятник Маяковскому и панораму, где исторические доходные дома соседствуют с современными бизнес-центрами. Дальше автобус следует по Новому Арбату; панорамные окна открывают вид на «книжки»-высотки 1960-х с неоновыми вывесками, а гид объясняет, как проспект задумывался как «витрина социалистического модерна».
Переправившись через Москву-реку по Новоарбатскому мосту, мы подъезжаем к белоснежному Храму Христа Спасителя. Во время пятнадцатиминутной фото-паузЫ с Патриаршего моста открывается лучший ракурс на кремлёвские стены и сталинские высотки. Гид рассказывает о том, как храм строили почти полвека, взорвали за шесть часов, превратили в открытый бассейн и восстановили в 1990-е — символ духовного возрождения страны.
Далее автобус огибает стены Новодевичьего монастыря — «женской Лавры», где царевны проводили годы заточения, а маршалы обрели покой. Из окон виден Смоленский собор XVI века с уникальным царским иконостасом; гид вспоминает легенду о том, как Пётр I обучал сестру Софью стрельбе из пушек на берегу Лебяжьего пруда. Короткая остановка позволяет сфотографировать окружённый прудами ансамбль, внесённый в список ЮНЕСКО.
Через несколько минут серпантинная дорога выводит на Воробьёвы горы. Со смотровой площадки открывается панорама: стадион «Лужники», сталинский шпиль МГУ и стеклянные башни «Москва-Сити». Гид объясняет, как семь «высоток» образуют идеальную подкову вокруг Кремля и почему эффект перспективы создаёт ощущение, будто небоскрёбы находятся на расстоянии вытянутой руки.
Спускаясь к Пресненской набережной, автобус проходит между башнями «Федерация», «Меркурий», «Эволюция» и «Око». Пассажиры узнают о «гонке высот», стоимости строительства и самом высоком в Европе маятнике Фуко, установленном в одном из атриумов. Контраст стекла и бетона с классической архитектурой, увиденной ранее, подчёркивает многослойность столицы.
Возвращаясь в исторический центр, маршрут вновь пересекает Новый Арбат, а затем ныряет в узкие переулки старого Арбата. Гид обращает внимание на дом № 55 со следом артиллерийского снаряда 1941 года и подвал, где звучали первые квартирники Булата Окуджавы — живое свидетельство неофициальной культуры послевоенных лет.
Ближе к финишу автобус медленно огибает Боровицкий холм, позволяя рассмотреть купола кремлёвских соборов и золотые звёзды башен почти впритык. Экскурсовод напоминает, что именно здесь в начале XX века проехал первый автомобиль Николая II, и рассказывает, как транспортные потоки центра менялись от конки до «умных» светофоров.
Финальная остановка — Манежная площадь. Пассажиры выходят к стеклянному куполу фонтана «География» и буквально за несколько минут оказываются у Красной площади. Здесь Мавзолей, ГУМ и разноцветные шатры собора Василия Блаженного формируют знаковый ансамбль, завершая путешествие, которое соединило дореволюционные своды Белорусского вокзала и футуристические небоскрёбы XXI века.
В стоимость входит:
- комфортабельный туристический автобус Euro V класса;
- услуги лицензированного гида‑историка;
- страховка пассажиров.
