Меню
blank

«Ожившие игрушки» Александры Митлянской в ММОМА

Фото: Пресс-служба Московского музея современного искусства

В двух камерных залах Московского музея современного искусства (ММОМА) на Петровке развернулась выставка-размышление Александры Митлянской — «Изнутри». Куратор Нина Лаврищева (старший научный сотрудник ММОМА) и сама художница приглашают зрителя проследить траекторию от глубоко личного к внешнему миру, выраженную через призму видео-арта высокого художественного уровня. Выставка будет прхоодить до 25 августа 2025 года. Подробности по ссылке.

Сплав искусств в видео-арте: От натюрморта к движению

Митлянская — художник с богатой эволюцией: от книжной графики и фигуративной живописи к реди-мейдам, абстракции, фотографии и, наконец, к видео-арту, ставшему синтезом всего предыдущего опыта. Как отмечает Лаврищева, ее работы отличает высочайшее мастерство и техничность. Яркий пример — серия «Когда я дома одна», представленная в первом зале. Здесь видео становится живописью в движении: тщательно выстроенные композиции, игра света и тени, насыщенный цвет создают сюжеты, где оживают предметы с обычного комода.

«Я представляю, вспоминаю некую ситуацию и стремлюсь максимально точно воссоздать то, что увидела внутри себя», — говорит Митлянская.

«Внутренний зал»: Интимность и память, застывшая в предметах

Фокус первого зала — личное, сокровенное пространство художницы. Камера фиксирует «тайную жизнь» вещей: старые механические игрушки, миниатюрные домики, сувениры, годами собиравшиеся на комоде (из детства, с блошиных рынков, подарки). Центральный образ, задающий эмоциональный тон, — кладется открывается клатч мамы художницы, и внутри лежат ключи с брелоком «Мама», снятые уже после ее ухода.

«Это не придумано, не художественная поза, а очень глубокий, интимный момент соприкосновения… с тем, что действительно невероятно трогает», — подчеркивает Нина Лаврищева.

Проект родился во время ковидной изоляции: у художницы появилось время реализовать давнюю идею оживить эти предметы, веря, что «стоит отвернуться, вещи начинают жить своей жизнью». Это ощущение, родом из детства, иногда окрашенное и в тревожные тона.

«Внешний зал»: Мир, увиденный через удивление

Второй зал символизирует выход вовне, но неизменно пропущенный через чувства художницы. Здесь камера ловит мимолетные моменты природы: рябь на воде, движение ветра, игру солнца. Ключ к пониманию — состояние удивления:

«Увидеть — значит посмотреть и удивиться, остановиться в изумлении. Без этого состояния я не снимаю… Увидеть можно и обыденное, но по-новому. Поэтому внешнее становится и внутренним», — объясняет Митлянская.

Ключевые акценты выставки: Что важно заметить

  • Звуковая партитура: Уникальное звуковое сопровождение для центрального видео серии «Когда я дома одна» создал Paolo Ricci, усиливая атмосферу таинственности и воспоминаний.
  • Эволюция темы «оживших вещей»: Идея не нова для Митлянской. Еще в студенчестве, наблюдая, как переставляли мелкую пластику (Фрих-Хар, Матвеев, Сотников) в доме, она создавала живописные «натюрморты-сценки». Позже появились видео с Дюймовочкой, клоуном, Бемби, а затем — масштабный фото-видео проект «Красота для всех».
  • Открытый проект: «Когда я дома одна» продолжает пополняться — недавно появился новый персонаж, ждущий «оживления».
  • Соавторство куратора: Лаврищева не просто отобрала работы, а выстроила нарратив перехода «изнутри наружу», придав выставке концептуальную целостность.

Добавить комментарий

×