Меню
blank

Московские усадьбы

Когда-то московские усадьбы были частными владениями царей, императоров и столичной знати. Здесь проходили пышные приёмы, крестили наследников в собственных церквях и даже принимали государственные решения. Эти загородные резиденции не только отражали роскошь и образ жизни своих владельцев, но и стали важнейшей частью русской культуры. Со временем многие усадьбы оказались в черте города и сегодня превратились в музеи-заповедники и парки. Они являются не только памятниками прошлого, но и современными центрами культурной жизни Москвы – здесь проводятся фестивали, концерты, выставки и экскурсии для всех желающих. Каждая усадьба открывает новую страницу истории России и интересна по-своему. Ниже мы расскажем о четырёх наиболее примечательных московских усадьбах, которые стоит посетить туристу.

blank
Усадьба Коломенское – царская вотчина на берегу Москвы-реки

История и описание: Коломенское – одна из древнейших подмосковных усадеб, известная с XIV века как великокняжеское село. В XVI веке царь Василий III заложил здесь белокаменную церковь Вознесения Господня (1532 г.) в честь рождения долгожданного наследника – будущего Ивана Грозного. Этот удивительный шатровый храм включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО за уникальную архитектуру. При царе Алексее Михайловиче в XVII веке Коломенское пережило расцвет: здесь был построен деревянный дворец на 260 комнат с причудливыми башнями (современники называли его «восьмым чудом света»). Дворец служил летней резиденцией царя, вокруг него сформировался архитектурный ансамбль с въездными Передними и Спасскими воротами, хозяйственными постройками (Сытный двор с старинной пекарней) и садом. Хотя оригинальный дворец не сохранился (ветхое сооружение разобрали при Екатерине II в 1760-х годах), в 2010 году на территории музея-заповедника была возведена его историческая реконструкция – теперь посетители снова могут увидеть царские покои во всём великолепии. Сегодня Коломенское – обширный парк-музей под открытым небом, где соседствуют памятники разных эпох. Помимо ансамбля Государева двора с воссозданным дворцом, здесь можно увидеть старинную колокольню Георгия Победоносца, храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи в селе Дьякове (XVI в.), а также красивые ландшафтные достопримечательности – древние дубовые рощи, яблоневые сады, пруды и глубокий овраг, овеянный легендами. Прогулка по Коломенскому напоминает путешествие во времени – на относительно небольшой территории сосредоточено столько исторических памятников, что одного дня едва ли хватит, чтобы всё изучить.

  • Как добраться: Усадьба находится в южной части Москвы. Ближайшая станция метро – «Коломенская» (замоскворецкая линия); от выхода из метро пешком около 5–10 минут до главного входа в парк (ориентир – проспект Андропова, д.39). Также к некоторым входам Коломенского можно дойти от метро «Каширская». Вход на территорию парка бесплатный.
  • Почему стоит посетить: Коломенское славится сочетанием исторической архитектуры и живописной природы. Здесь вы увидите уникальный храм XVI века (памятник ЮНЕСКО) и окунётесь в атмосферу царских времён, гуляя по старинным садам и аллеям. Кроме того, Коломенское – один из важных культурных центров Москвы: в усадьбе регулярно проходят театральные фестивали, музыкальные концерты, художественные выставки и народные праздники. Посещение Коломенского позволит совместить знакомство с историей с приятным отдыхом на свежем воздухе, и нередко гости задерживаются здесь на целый день.
blank
Усадьба Царицыно – дворцово-парковый ансамбль императрицы

История и описание: Царицыно – грандиозная усадьба на юге Москвы, история которой полна взлётов и падений. В 1776 году императрица Екатерина II выкупила подмосковное село Черная Грязь, чтобы построить здесь новую загородную резиденцию. Строительство дворцового комплекса она поручила известным архитекторам Василию Баженову и позже Матвею Казакову. По их проектам на берегу Царицынских прудов вырос самый крупный в Европе псевдоготический дворец XVIII века – настоящий замок с башнями, арками и витиеватыми узорами в кирпичной кладке. К сожалению, Екатерина так и не увидела свой дворец завершённым: сначала императрице не понравились результаты работы Баженова, и его сменил Казаков. Затем, в 1796 году, сама Екатерина II скончалась, и строительство остановили по указу её наследника. Впоследствии дворец остался недостроенным и более двух веков пребывал в живописных руинах. Лишь в конце 20-го века началась полномасштабная реставрация Царицыно – архитекторы постарались бережно воссоздать облик резиденции, объединяя замыслы Баженова и Казакова. В 2007 году полностью обновленный дворцово-парковый ансамбль был открыт для посетителей. Сегодня музей-заповедник «Царицыно» – это 100 гектаров ухоженного парка с каскадом прудов, тенистыми аллеями и цветниками, посреди которых возвышается реконструированный Большой дворец. В ансамбль также входят восстановленные Кавалерские корпуса, Хлебный дом (кухонный флигель), изящные мосты, готические ворота и павильоны – все эти постройки создают единственный в своём роде романтический пейзаж. Внутри дворца и флигелей ныне располагается музей: можно увидеть интерьеры, а также выставки русской и европейской живописи, скульптуры, керамики и других искусств XVIII–XIX веков. Особая гордость парка – «поющий» светомузыкальный фонтан на большом пруду, который тёплыми вечерами собирает вокруг себя гостей. Царицыно гармонично сочетает величественную архитектуру и расслабляющую парковую атмосферу, за что очень любимо москвичами и туристами.

  • Как добраться: Проще всего доехать на метро до станции «Царицыно» (замоскворецкая линия): от метро сразу виден главный вход в парк. Альтернативный путь – от станции «Орехово», рядом с другим входом в усадьбу. Вход на территорию парка свободный, посещение музейных экспозиций – по билетам (дворец и оранжереи открыты каждый день, кроме понедельника).
  • Почему стоит посетить: Царицыно впечатляет масштабом и красотой – вы сможете почувствовать себя в императорской резиденции, гуляя по старинному парку и осматривая псевдоготический дворец, созданный лучшими зодчими эпохи. Здесь интересно в любое время года: летом работают музыкальный фонтан и прокат лодочек на пруду, осенью парк утопает в золотой листве, а зимой дворцовые башни выглядят особенно сказочно. Царицыно также является культурным пространством: в усадьбе проходят фестивали, классические концерты, исторические праздники, а в выходные нередко звучит живая музыка у дворца. Посещение Царицыно позволит одновременно погрузиться в историю и приятно отдохнуть на природе недалеко от центра Москвы.
blank
Усадьба Кусково – аристократический дворец и французский парк

История и описание: Кусково – уникальная усадьба XVIII века на востоке Москвы, сохранившая атмосферу дворянской жизни прошлого. Она принадлежала знатному роду Шереметевых и была задумана графом Петром Борисовичем Шереметевым как парадная загородная резиденция для праздников и приёмов. Летом дворец Кусково превращался в центр светской жизни: известно, что на празднествах у Шереметевых собиралось до 30 тысяч гостей – гостей развлекали театрализованными представлениями, катанием на лодках по прудам, «морскими сражениями» и фейерверками. Главный усадебный дом был построен в стиле раннего классицизма и предназначен исключительно для летнего проживания, поэтому вся обстановка дворца – это подлинные интерьеры XVIII столетия без отопления, прекрасно дошедшие до наших дней. Архитектурный ансамбль Кусково включает более 20 исторических построек, среди которых изящный дворец, Итальянский домик, Голландский домик, большой парк с мраморными статуями, Грот (парковый павильон-грот с ракушечником) и церковь. Особое украшение усадьбы – единственный в Москве регулярный французский парк с прямыми аллеями, мраморными скульптурами, декоративными прудами и партерными цветниками. Прогуливаясь по тенистым липовым аллеям, легко представить себя гостем графа Шереметева на летнем балу XVIII века. В 1919 году Кусково было национализировано и стало государственным музеем, а c 1938 года на его базе разместился Музей керамики – ныне одна из крупнейших в мире коллекций художественной керамики и стекла, от античности до современности. Поэтому помимо исторических интерьеров во дворце можно увидеть богатые собрания фарфора, фаянса и стекла разных стран. Сегодня Кусково сохраняет статус музея-усадьбы и по-прежнему выполняет свою просветительскую миссию, предлагая посетителям окунуться в прошлое.

  • Как добраться: Усадьба Кусково расположена в районе Вешняки. Ближайшее метро – «Рязанский проспект» (Таганско-Краснопресненская линия), оттуда автобус №133 или 208 в сторону Новогиреево до остановки «Музей Кусково» (время в пути ~15 минут). Также можно доехать от станции «Новогиреево» (Калининская линия) – на автобусе №615 или троллейбусе №64 до остановки «Улица Юности», рядом с главным входом в усадьбу. Еще один вариант – пригородная электричка: с Курского вокзала 15 минут езды до платформы «Кусково», от которой пешком 5–7 минут до парка.
  • Почему стоит посетить: Кусково – отличный выбор для любителей усадебной старины и красивых парков. Здесь вы сможете осмотреть интерьеры дворянского дворца XVIII века и погулять по настоящему французскому саду с статуями и аккуратными аллеями. Атмосфера усадебной жизни ощущается особенно во время мероприятий: в Кусково регулярно проходят концерты классической музыки, в том числе органные вечера прямо во дворце. Совместив осмотр экспозиции с посещением концерта, вы получите полное погружение в дух ушедшей эпохи. Кроме того, на территории часто проводятся фестивали, исторические балы и интерактивные программы – каждый гость найдёт для себя что-то интересное. Усадьба Кусково нередко называется «жемчужиной московских усадеб» за свою сохранность и величие, и действительно оставляет незабываемое впечатление у посетителей.
blank
Усадьба Измайлово – царский остров и колыбель реформ Петра I

История и описание: Измайлово – бывшая царская вотчина на востоке Москвы, связанная с династией Романовых. Усадьба уникально расположена: её главная территория находится на искусственном острове посреди Измайловского пруда, окружённого лесопарком. В XVI–XVII веках здесь было родовое имение бояр Романовых, пока царь Алексей Михайлович – отец Петра I – не превратил Измайлово в свою загородную резиденцию. Маленький Пётр I провёл в Измайлово значительную часть детства; по легенде, именно в амбарах этой усадьбы юный цесаревич нашёл старый английский ботик (парусную лодку), который вдохновил его на создание русского флота. Здесь же Пётр устраивал свои первые «потешные» военные манёвры и учился грамоте на природе. Позднее судьба Измайлово была непростой: при императрице Анне Иоанновне усадьба пришла в упадок, а император Николай I приспособил бывшие царские владения под военную богадельню – приют для ветеранов Отечественной войны 1812 года. Многие сохранившиеся постройки относятся именно к XIX веку: на острове можно увидеть длинные кирпичные корпуса, где жили солдаты и офицеры, старинные конюшни, кузницы, прачечную – весь комплекс казарменных зданий того времени. Главная же достопримечательность Измайлово – величественный Покровский собор (1679 г.) с пятиярусным иконостасом – бывшая царская церковь, ставшая символом усадьбы. Также туристов встречают старинные ворота: Передние (парадные) и Задние, и надвратная Мостовая башня XVII века, через которую и сегодня можно попасть на остров. В наши дни в отреставрированных помещениях действует музей-заповедник «Измайлово». Экспозиции знакомят с богатой историей этой местности: от царской фермы (где когда-то выращивали диковинные культуры – виноград, дыни и даже пытались разводить шелковичных червей) до эпохи советских коммуналок (после революции на территории некоторое время размещалось общежитие). Отдельно стоит отметить, что в 2009 году в Измайлово был заново выстроен деревянный дворец Алексея Михайловича – ныне он радует глаз посетителей как образец русского зодчества XVII века. Хотя территория усадьбы Измайлово сравнительно небольшая, здесь легко провести целый день, гуляя по тихим аллеям острова, вдоль живописной набережной Серебрянки и любуясь сочетанием царской архитектуры с природой.

  • Как добраться: Проще всего доехать на метро до станции «Партизанская» (Арбатско-Покровская линия). Далее – либо ~5 минут на троллейбусе № 22 (остановка «Главная аллея» возле входа на остров), либо 10–15 минут пешком: нужно пройти через Измайловский парк по указателям к музею-заповеднику «Измайлово» (ориентир – Большая мостовая башня). Вход на территорию острова свободный, осмотр экспозиций в башне и других помещениях – по билетам, которые продаются в кассах и онлайн.
  • Почему стоит посетить: Измайлово привлекает туристов своей неповторимой исторической атмосферой. Вас ждёт прогулка по тихому острову, где сохранились подлинные царские постройки и чувствуется дух допетровской Руси. Здесь интересно любителям истории – можно своими глазами увидеть место, где прошли детские годы Петра Великого, и узнать, как маленький ботик из Измайлово стал «дедушкой русского флота». Ценителям архитектуры понравится величественный Покровский собор и брутальные кирпичные корпуса богадельни – контраст эпох. А для семейного отдыха усадьба предлагает разнообразные активности: костюмированные экскурсии по древней крепости, мастер-классы, музейные интерактивы и шумные фольклорные гуляния на Масленицу и Рождество. Измайлово дарит возможность окунуться в прошлое и одновременно насладиться природой – такой опыт добавит ярких впечатлений в ваше путешествие по Москве.
blank
Усадьба Архангельское — «русский Версаль»

Первые письменные упоминания относятся к 1584 г., когда на месте современного парка стояло село Уполозы с деревянной церковью Михаила Архангела; от неё и возникло название «Архангельское». В XVII в. владение быстро меняло хозяев — среди них боярин Фёдор Шереметев и князья Одоевские; при Черкасских (1681–1703) на высокой пойме Москвы-реки возвели каменную церковь Архангела Михаила, дошедшую до наших дней.

Голицыны: французский парк и первые «версальские» аллеи (1703–1810)
Усадьба перешла к родственнику Одоевских князю Дмитрию Голицыну. Именно он разбил регулярный французский сад со скульптурой и террасами, за что современники прозвали имение «подмосковным Версалем». Новый виток пришёлся на 1780-е, когда его внук Николай Голицын заказал в Париже проект «Большого дома» архитектору-неоклассику Жаку-Жако Герну и пригласил итальянца Джакомо Тромбара руководить стройкой. Закладываются Римские ворота-«руины», павильон «Каприз», библиотека-ротонда и две симметричные оранжереи; на террасах расставляют античную мраморную скульптуру. К смерти князя (1809) дворец оставался недоделанным и обременённым долгами.

Юсуповы: «Русский Версаль» в золотом веке классицизма (1810–1917)
В 1810 г. усадьбу купил князь Николай Юсупов — крупнейший коллекционер и директор Императорских театров. Он завершил отделку дворца, привёз из Европы более 200 картин (Верне, Тьеполо, Ван Дейк), открыл фарфоровую мануфактуру и построил знаменитый «Театр Гонзага» с декорациями итальянского художника Пьетро ди Готтардо Гонзага. После разграбления 1812 г. и пожара 1820 г. ансамбль реставрировали Осип Бове и Евграф Тюрин.

Усадьбу посещали Александр I, Александр III, Николай II, Пушкин, Карамзин, Герцен, Серов — фактически это была «светская витрина» России XIX в.. Последние владельцы — княгиня Зинаида Юсупова и князь Феликс Сумароков-Эльстон — в 1909-1916 гг. воздвигли монументальную Колоннаду-усыпальницу по проекту Романа Клейна в память о старшем сыне Николае.

Музейный и советский период (1919–1990-е)
После революции Архангельское национализировали; уже в 1919 г. здесь открылся историко-художественный музей, куда свезли дворцовые коллекции и вернули часть вещей из юсуповских петербургских дворцов. В 1930-е оранжереи снесли, построив корпуса военного санатория; в 1945–1990-е часть парка занимали спортивные базы ЦСКА.

Наши дни: реставрация и «Усадьба Jazz»
С конца 1990-х идёт системное восстановление: открыты отреставрированные залы дворца, «Театр Гонзага», храм-усыпальница, регулярный парк; в 2024–2026 гг. завершают реставрацию флигелей и Римских ворот. Архангельское вновь — крупный культурный центр: здесь проходят выставки западноевропейского искусства, фестиваль «Усадьба.Jazz» и классические опен-эйр-концерты на Большой партерной террасе.

Как добраться. От метро «Тушинская» автобус № 540/541/549 или маршрутка № 151 до ост. «Архангельское» (20–30 минут).
Почему стоит ехать. Великолепный дворец, панорамные виды на Moscow-river, насыщенные экскурсии и опен-эйр-концерты в летний сезон.

blank
Усадьба Останкино — театральная «утопия» графа Шереметева

От деревни Осташково к боярской вотчине (XVI–XVII вв.)
Первые документы упоминают местечко Осташково в середине XVI в.: земля последовательно переходила от опричника Орна к думному дьяку Василию Щелкалову, а после Смуты — к князьям Черкасским. Именно они вырыли Большой пруд и начали планировку сада, а в 1678–1692 гг. возвели каменную церковь Живоначальной Троицы, главный сохранившийся памятник допетровской эпохи Останкина.

Шереметевы и «подмосковный Воксал» (1740-е)
Через брак Варвары Черкасской с графом Петром Шереметевым усадьба вошла в гигантское наследство этого рода. В 1740-х вокруг пруда разбивают регулярный парк, а на месте будущего дворца строят деревянный воксал — зал для балов и приёмов, откуда начнётся «разгон» театральной мечты их сына.

Николай Петрович Шереметев и строительство дворца-театра (1792–1798)
Получив титул и состояние «русского Креза», Николай Петрович Шереметев решил создать не просто усадьбу, а «дворец искусств». Он нанял итальянца Франческо Кампорези и целую звезду архитекторов (Старов, Бренна, Кваренги), а руководил работой крепостной архитектор Павел Аргунов. Всего за шесть лет на берегу пруда вырос деревянный (но стилизованный под камень) дворец-театр с Египетским и Итальянским павильонами, соединёнными галереями; партер сцены можно было убрать, превращая зал в бальный.

Театральная машина и «жемчужная» примадонна
Внутри граф смонтировал уникальную механическую сцену-трансформер, «гром-машину» и «дождевую установку» (горох, сыпавшийся по деревянным лоткам, имитировал ливень). Люстры, расписанные «под бронзу», вырезаны из дерева; колонны — из картона, чтобы их можно было быстро переставлять. Всё это служило крепостной труппе из ≈ 170 актёров; блистала Прасковья Ковалёва-Жемчугова, возлюбленная графа, с которой он тайно обвенчался в 1801 г. и потерял в 1803 г. — после её смерти театр приходит в упадок.

XIX в.: императорские визиты и реконструкции
Часть труппы расформировали уже в 1799 г.; в 1820-е театр превратили в зимний сад, а к коронации Александра II (1856) дворец подремонтировали, устроив апартаменты царской семьи. Тем не менее уникальный деревянный каркас и большая часть росписей дожили до XX в. почти без переделок.

Музей, фестивали и затянувшаяся реставрация
После национализации в 1918 г. открывается музей «Творчество крепостных» (с 1938), а с 1996 г. возрождаются фестивали «Шереметевские сезоны». В 2013 г. дворец-театр закрыли на капитальную реставрацию; сегодня работы ведутся публично, с бережным снятием каждого слоя краски и научной консервацией деревянной «бутафории». Завершить комплекс обещают к 2028 г., после чего Останкино вновь откроется с подлинным XVIII-в. театром — единственным в России.

Как добраться. От метро «ВДНХ» трамвай № 11 или 17 до конечной «Останкино»; либо автобус № 85 до ост. «Улица Королёва»
Почему стоит ехать. Узнаете, как жил один из богатейших людей империи, и заглянете «за кулисы» реставраторов, прежде чем дворец снова распахнёт двери.

blank
Усадьба Влахернское — Кузьминки — княжеский парк с каскадом прудов

От слободы к княжескому имению (XVII–XVIII вв.)
Первые сведения о Кузьминках относятся к началу XVII века — тогда здесь находилось село с деревянной церковью. Уже в конце столетия оно переходит во владение князей Голицыных, а в 1716 году Дмитрий Михайлович Голицын, генерал-фельдмаршал и будущий дипломат при дворе императора, делает Влахернское-Кузьминки своей подмосковной резиденцией. Название «Влахернское» произошло от церкви во имя иконы Божией Матери Влахернской, возведённой в 1759 году (архитектор — Карл Бланк). Храм и сегодня остаётся архитектурной доминантой всего ансамбля.

Золотой век: усадьба как центр светской жизни (конец XVIII – начало XIX вв.)
Особый расцвет Влахернское переживает при князе Сергее Михайловиче Голицыне, внуке основателя. Он превращает усадьбу в блистательный культурный центр: в 1790–1800-х годах строится уникальный регулярный парк с каскадом прудов, дорожками, мостами и павильонами. В центре — классический дворец (авторство приписывается Бланку и Казакову), флигели, оранжереи и театральный павильон.

Здесь устраивались парадные балы, маскарады, охоты, литературные чтения — на праздники собиралось столичное общество, включая представителей двора. Поэт Дмитрий Веневитинов писал: «Кузьминки — как осколок античного мира, где разговаривают аллеи, и время замирает».

Сельскохозяйственная лаборатория Российской империи (XIX в.)
Усадьба становится не только культурным, но и научным центром. В 1840-е гг. князь Сергей Сергеевич Голицын создаёт здесь одну из лучших образцовых ферм России: с коровниками, молочными, скотными дворами, конюшнями, маслобойнями. Именно отсюда начинается развитие зоотехнии как отрасли: проводятся эксперименты с породами, условиями кормления, ведутся учёты, работают первые агрономы.

Также на территории работает охотничий домик, служивший клубом для знатных охотников, и птичник с экзотическими птицами (страусами, павлинами, журавлями). Всё это превращает Влахернское-Кузьминки в своего рода «русский Версаль с функцией ВДНХ» того времени.

Упадок и возрождение: от богадельни до музея (XX в. — наши дни)
После революции 1917 года усадьба была национализирована. В советские годы её здания использовались под коммуналки, склады, школы, а часть интерьеров была утрачена. Парк оставался открыт и служил местом отдыха, однако комплекс пришёл в запустение.

В 1970-е годы начались первые реставрационные работы, но системное возрождение стартовало лишь с конца 1990-х. В 2005 году был создан музей «Усадьба Влахернское-Кузьминки» — филиал Государственного Дарвиновского музея. Сегодня комплекс включает около 40 объектов (из них 32 под охраной), и с 2023 года по инициативе города ведётся масштабная реставрация всего ансамбля: дворца, флигелей, храма, хозяйственных построек, мостов и павильонов.

Что увидеть сейчас

  • Церковь Влахернской иконы Божией Матери — шедевр елизаветинского барокко.
  • Флигели с выставками — воссозданные интерьеры XIX века, выставки по истории усадьбы, а также музей «Голицынская кухня».
  • Парк с каскадом прудов — излюбленное место москвичей для прогулок, катания на лодках, велопрогулок.
  • Конный двор и каретный сарай — действующий экскурсионный маршрут.
  • Хозяйственный двор — в процессе восстановления, по проекту 2025 года здесь откроют интерактивную экспозицию «Жизнь дворни».

Почему стоит посетить
Влахернское-Кузьминки — это живая усадьба, в которой сочетаются:
– атмосферный природный ландшафт (набережные прудов, вековые липы, аллеи);
– доступный экскурсионный маршрут по объектам разных эпох;
– культурная программа: концерты, фестивали, ярмарки ремёсел.

Усадьба особенно подходит для семейных поездок — детям понравится зоопарк, локации для квестов и мастер-классы, взрослым — история, архитектура и чувство спокойствия.

blank
Усадьба Воронцово — «спрятанный» парк юго-запада

От великокняжеского села к боярскому гнезду (XIV–XVII вв.)
История Воронцова уходит вглубь московского Средневековья. Первые упоминания о местности датируются концом XIV века, когда здесь находилось великокняжеское село. В XVII веке оно переходит во владение бояр Воронцовых, от которых и получает своё имя. Именно в это время формируются первые хозяйственные постройки и укрепления, появляются террасированные пруды и элементы регулярной планировки — Воронцово становится настоящим аристократическим поместьем.

XVIII век — расцвет усадебной архитектуры
В 1740-х годах новый владелец, князь Репнин, перестраивает усадьбу в стиле раннего классицизма: возводится главный дом, появляется въездная башня, устраивается парадная площадь и закладывается сад с «китайскими» и «итальянскими» мотивами. Планировка сохраняется и сегодня: регулярные липовые аллеи, геометричные лужайки и ось симметрии от дворца к пруду. Особый интерес вызывает Караульная башня — редкий пример сохранившейся усадебной сторожевой постройки XVIII века с зубцами и флагштоком.

Усадьба была не столь известна, как Коломенское или Кусково, но ценима как укромная, камерная резиденция с «интимной» атмосферой. По одним данным, здесь гостили Сумароков и Карамзин, по другим — даже молодой Пушкин (по дороге в Загорск останавливался у друзей семьи).

XIX–XX вв.: упадок и переформатирование
После Отечественной войны 1812 года имение несколько раз меняло владельцев, постепенно утратив статус парадной резиденции. В конце XIX века здание главного дома ветшает, парк зарастает, а территория сдается под дачи для интеллигенции и военных чиновников. В 1920–30-е годы усадьба национализирована, на её территории появляются школы, больницы и коммунальные учреждения. К середине XX века сохранились лишь отдельные фрагменты ансамбля: башни, пруды, террасы, флигели и система аллей.

Современность: восстановление и переосмысление
С 2017 года Воронцово включено в программу реставрации московских усадеб. Благодаря бережной реконструкции, сегодня можно увидеть:
Караульные башни с реконструированными арочными воротами;
Фундамент дворца и частично воссозданные стены главного здания (на его месте планируется открыть культурный павильон);
Старинные пруды, которые чистятся и наполняются вновь, с мостиками и зоной отдыха;
«Итальянский» и «Китайский» сады, разбитые на основе исторических чертежей XVIII века.

Парк сегодня
Воронцовский парк — это настоящий оазис на юго-западе Москвы. Туристов здесь не так много, зато есть:
сап-борды и лодки на пруду летом;
– фотозоны в тенистых рощах;
– сцена под открытым небом, где проходят вечерние концерты и поэтические чтения;
фестивали уличной еды и «дворцовые» пикники в стиле ретро.

Прямо на территории работает экологический центр, где проходят лекции, экскурсии по деревьям парка, наблюдение за птицами и мастер-классы для детей.

Почему стоит посетить
– Воронцово — одна из самых недооценённых усадеб Москвы: сюда не водят толпы экскурсий, зато каждый камень, аллея и кованая деталь — с историей.
– Это интимное пространство, в отличие от шумных Коломенского или Царицына.
– Удачное расположение: рядом метро, удобный вход, тишина и чистый воздух.
– Идеальное место для прогулки, свидания, медитации, чтения книги или утренней йоги.

blank
Усадьба Остафьево — «Русский Парнас»: по следам Карамзина, Пушкина и князей Вяземских

Происхождение и имя
Остафьево — одна из самых поэтических и литературных усадеб России. Расположенная на юге Москвы, она носит имя Стефана Остафьева, сподвижника Бориса Годунова, которому земли были пожалованы ещё в конце XVI века. Позже они переходили к князьям Трубецким, затем — к богатейшему купцу Андрею Вяземскому. С его сыном, князем Андреем Ивановичем Вяземским, и начинается история Остафьево как культурного центра.

XVIII–XIX века: расцвет, который вошёл в учебники
В 1790-х годах князь Вяземский начинает строительство нового дворца в стиле строгого русского классицизма. Архитектор достоверно не известен (возможно, Казаков), но здание получилось элегантным и торжественным: белые колоннады, просторная анфилада, вид на пейзажный парк и пруд.

В эти же годы сюда начинают съезжаться интеллектуальные элиты России. Главной фигурой становится Николай Михайлович Карамзин, автор «Истории государства Российского». Именно в Остафьево, в библиотеке на втором этаже, он работал над своими томами — здесь же он скончался в 1826 году. Комната Карамзина сохранилась, и сегодня в ней воссоздан мемориальный кабинет.

Усадьбу неофициально называли «Русским Парнасом», потому что здесь бывали:
Александр Пушкин,
Василий Жуковский,
Пётр Вяземский,
Гаврила Державин,
Фёдор Глинка,
– а также государственные деятели и реформаторы, включая Сперанского.

Здесь велись беседы о литературе и политике, читались новые стихи, спорили о судьбах нации. Именно в Остафьево впервые прозвучала мысль Карамзина о «русском самосознании» как историческом феномене.

Позднее XIX – начало XX века
Усадьба продолжала оставаться в руках Вяземских-Шереметевых, родственных династий, до революции 1917 года. К этому времени она сохраняла статус усадьбы-музея, наполненной портретами, библиотеками, письменными столами и рукописями.

После революции здание не было разрушено — но интерьеры пострадали: часть коллекции была вывезена, парк зарос, а флигели стали коммуналками. Тем не менее, литературная слава Остафьево спасла её от забвения.

Музей и восстановление
В 1980-е годы началась масштабная реставрация. Сегодня усадьба Остафьево — музей русской словесности, действующий филиал Российской академии наук.

Что можно увидеть:
Кабинет Карамзина — с копией его рукописей, портретами, старыми глобусами и креслом.
Библиотеку князей Вяземских — одна из старейших частных библиотек Москвы.
Парадные залы дворца — анфилада, бальный зал, каминный, портретный.
Парк с прудом и «дворянским пляжем» — романтическая зона отдыха.
Выставки рукописей, писем, мемуаров — включая факсимиле переписки Пушкина с Вяземским.

Современная жизнь усадьбы
Сегодня в Остафьево проходят:
литературные вечера,
концерты камерной музыки,
опен-эйры на террасе дворца,
детские занятия по русской словесности,
поэтические фестивали, в том числе «Карамзинские чтения».

Это место — не для массового туризма, а для тех, кто хочет почувствовать связь с великой культурой. Выйдя в парк после экскурсии, легко представить, как Пушкин рифмовал строки, прогуливаясь вдоль пруда, а Карамзин записывал свои идеи в кабинетной тишине.

Как добраться:
– электричка МЦД-2 до станции «Щербинка», далее автобус № 1255к или пешком (~30 мин);
– или такси (из центра Москвы ~1000–1500 ₽, 40 минут).
Усадьба открыта вт–вс, понедельник — выходной.

Добавить комментарий

×