Замоскворечье – исторический район Москвы за Москвой-рекой, известный обилием старинных храмов. Улицы здесь помнят эпоху царей: именно Замоскворечье всегда славилось своей храмовой архитектурой, причём многие церкви чудом уцелели даже в советские десятилетия. Прогулка по тихим переулкам открывает туристу несколько веков истории – от белокаменных церквушек допетровской Москвы до величественных соборов XVIII века. Ниже мы расскажем о самых известных храмах Замоскворечья, их истории, архитектуре и значении, а в конце – поделимся впечатлениями от прогулки по этому удивительно самобытному уголку столицы.
Храм Святителя Николая в Кузнецах

Храм Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе – один из старейших в районе. Первая деревянная церковь на этом месте возникла ещё в 1491 году, позже её сменила каменная (1683). Современное здание выстроено в 1805–1817 годах в стиле позднего классицизма: центр украшает высокая ротонда с куполом, фасад подчёркнут колоннами портика. В 1847 году храм расширили – надстроили третий ярус колокольни и пристроили просторную четырёхстолпную трапезную.
Николо-Кузнецкий храм примечателен тем, что не закрывался даже в советские годы. Благодаря этому внутри уцелело подлинное убранство XIX века – старинные иконостасы и святыни. Например, здесь пребывает чудотворная икона Божией Матери «Утоли моя печали» XVII века, перенесённая в 1930-е из разрушенной церкви Николы в Пупышах. Храм действующий и открыт для посетителей ежедневно. Туристы могут свободно зайти внутрь (вне времени служб) и оценить атмосферу старой московской приходской церкви. Спокойный двор, старые липы и колокольный звон создают особое настроение уюта.
Церковь Иверской иконы Божией Матери на Всполье

Церковь Иверской иконы Божией Матери (Иверская церковь на Всполье) – изящный храм на Большой Ордынке, в 5 минутах ходьбы от Третьяковской галереи. Первая деревянная церковь стояла здесь уже в XVII веке (не позже 1673 года), а нынешний каменный храм сооружён на средства купца Ивана Савина в 1789–1802 годах. Архитектура отражает каноны русского классицизма: основной объём – цилиндрическая ротонда, увенчанная одним крупным куполом, вход подчеркнут портиком с ионическими колоннами. По типу здание напоминает небольшой округлый храм-памятник, типичный для конца XVIII века. Наружные стены окрашены в розово-терракотовый цвет с белыми колоннами и наличниками – такой облик храм приобрёл при восстановлении исторической цветовой гаммы.
В 1930 году Иверская церковь на Всполье была закрыта властями: колокольню снесли, внутри устроили клуб и позже выставочный зал. Лишь в 1990-е святыня возвращена верующим – в 1994 году храм официально передан Русской церкви и заново освящён. Сегодня церковь действует, воссоздана утраченная колокольня. Туристы могут осмотреть интерьер: под большим куполом – светлый зал с 12 колоннами, поддерживающими барабан. В храме проводятся богослужения, а также доступны экскурсии и лекции духовно-культурного центра при общине. Для гостей Москвы Иверская церковь интересна как один из последних по времени строительства исторических храмов Замоскворечья (освящён в 1802 году), прекрасно сохранивший облик эпохи русского ампира.
Храм священномученика Климента, папы Римского

Храм Святителя Климента, папы Римского на Пятницкой улице – самый большой и заметный храм Замоскворечья. Его пятиглавое красно-белое здание в стиле елизаветинского барокко доминирует над окрестностями с XVIII века. Первый каменный храм на этом месте известен с 1657 года, современное сооружение построено в 1762–1769 годах на средства купца Кузьмы Матвеева. Предположительный архитектор – Pietro Antonio Trezzini, зодчий итальянского происхождения. Храм поражает великолепием: могучие стены украшены сложным декором, фасады разделены пилястрами, над основным четвериком возвышаются пять куполов. Современники относили церковь Климента к лучшим в Москве – в описи 1770 года она названа «в числе пяти наилучших во всей Москве». Внутри сохранились галереи-хоры по периметру – необычное архитектурное решение для православных храмов той эпохи.
В истории России Климентовский храм тоже оставил след. Известно, что в августе 1612 года возле старой церкви Климента шли ожесточённые бои между ополченцами и войсками гетмана Ходкевича, оборонявшими «Климентов острог» – одно из укреплений Замоскворечья. Спустя полтора века, в 1812 году, Наполеон, въезжая в Москву, будто бы залюбовался красотой пятиярусного храма Климента, пощадив его от поджога (так гласит городская легенда).
В советское время церковь Климента постигла участь многих соборов: службы прекратились в 1929 году. Однако полное уничтожение святыне удалось избежать – здание передали под книгохранилище Библиотеки им. Ленина. Внутри сохранились фрагменты старинных росписей и резной иконостас, хотя колокола и утварь были утрачены. Лишь в 2008 году храм возвращён верующим, а к 2014 году блестяще отреставрирован. Сейчас здесь вновь проходят службы, храм открыт ежедневно с утра до вечера. Туристы могут свободно зайти внутрь: интерьеры поражают роскошью – восстановлены позолоченные иконостасы, сияют обновлённые фрески. Обязательно поднимите взгляд на центральный купол – там видны яркие росписи и лепнина в стиле барокко. Храм Климента стал настоящей «жемчужиной» Замоскворечья и точкой притяжения экскурсий.
Церковь Николая Чудотворца в Пыжах

Храм Николая Чудотворца «в Пыжах» спрятан в глубине кварталов близ Малой Ордынки. Это единственный стрелецкий храм, сохранившийся в Замоскворечье. Его история началась в конце XVI века, когда здесь обосновалась слобода стрельцов царя Фёдора. Деревянную церковь основали около 1593 года, одновременно с учреждением местного стрелецкого полка. Название «в Пыжах» связано с полковником Богданом Пыжовым, под чьим началом стрельцы в 1670-х выстроили каменный храм. Уже к 1672 году стояла оштукатуренная белая церковь, освящённая во имя Благовещения и Николая Мирликийского. В 1691-м пристроены два придела, один из которых – Николая Чудотворца – дал храму народное имя.
Архитектурный облик Никольской церкви в Пыжах – яркий пример московского «узорочья» XVII века. Небольшой четверик храма увенчан пятью серебристыми главами на стройных барабанах. Карниз украшают ряды фигурных кокошников, придающие зданию «пряничный» вид. С восточной стороны три одинаковые полукруглые апсиды образуют живописную композицию. Над трапезной возвышается высокая шатровая колокольня с ажурной аркой – одна из лучших в Москве по пропорциям и декору. Не случайно храм Николая в Пыжах часто привлекает фотографов – особенно эффектно он выглядит при солнечном свете, когда белокаменный орнамент отбрасывает чёткие тени.
Судьба церкви в Пыжах была непростой. Во время пожара 1812 года здание выгорело и почти 30 лет стояло в запустении. Лишь в 1848 году началось восстановление – известные купцы Лямины пожертвовали средства на ремонт, и храм заново открыли. В 1934 году советские власти закрыли церковь; ценнейшие святыни и иконы, увы, погибли, а помещение использовали под склады. Возрождение наступило в 1990 году, когда храм одним из первых в Москве вернули Русской церкви. Сегодня Николай в Пыжах – действующий приход. Туристам непременно стоит взглянуть на его внешний облик: резной зеленый иконостас ворот, белоснежные стены, контрастные чёрные купола – всё это переносит нас в допетровскую Москву. Внутрь можно попасть во время служб или по договорённости – прихожане гостеприимно относятся к посетителям, рассказывая легенды о своём храме.

Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором
Этот храм – древнейший в Замоскворечье: впервые он упомянут еще в 1415 году как часть Ивановского монастыря «что под Бором», где молились о благополучном рождении наследников великих князей. Позже монастырь перенесли ближе к Кремлю, а на его месте осталась приходская церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. В 1514 году итальянский зодчий Алевиз Фрязин (Новый) построил здесь первый каменный храм – вероятно, первый во всем Заречье. Хотя в Смутное время он пострадал, на его белокаменном подклете воздвигли новое здание около 1658 года, сохранившее изящество допетровского стиля. В XVIII веке церковь значительно перестраивали: появились барочные элементы и новая колокольня классицистического облика на углу Черниговского переулка и Пятницкой улицы. Над обновлением интерьеров трудился знаменитый архитектор Фёдор Шехтель в конце XIX века. Сегодня этот уголок Замоскворечья представляет собой уникальный ансамбль: рядом с Предтеченским храмом стоит церковь Черниговских чудотворцев, построенная в память о встрече перенесенных из Чернигова мощей святых Михаила и Феодора в 1578 году. Вместе они образуют живописный комплекс, отражающий несколько эпох московской архитектуры.
Духовное наследие храма не менее богато. Предание гласит, что именно здесь, «под Бором», великие княгини вымаливали благополучие при родах, а сам храм издавна почитался горожанами. В смутные дни 1612 года эта церковь пережила нашествие и разорение поляками, но была возрождена молитвами прихожан. Советская эпоха прервала богослужения: в 1917 году храм закрыли, святыни поруганы, здание использовали под хозяйственные нужды. Однако в 1990-х святыня восстала из забвения – усилиями верующих церковь отреставрировали, и с 1997 года здесь вновь горит неугасимая лампада перед образом Иоанна Крестителя. Сейчас храм действует при Патриаршем Черниговском подворье, открыт для всех желающих помолиться и прикоснуться к истории. Особенно почитается старинная икона святого Иоанна Предтечи, перед которой постоянно горит свеча, напоминая о непрерывной молитве**.
Интересные детали делают церковь под Бором по-настоящему живой. Ее южный портал и резной карниз XVII века – редкие образцы московского узорочья, уцелевшие сквозь века. В советское время здесь снимался фильм «Наше призвание», запечатлевший колокольню храма на киноэкране. Архитектурная доминанта ансамбля – трехъярусная колокольня – словно маяк, видна издалека и указывает путь к скрытой во дворах святыне. Говорят, что колокольный звон Предтеченской церкви был слышен по всему Замоскворечью, собирая на молитву и жителей, и гостей столицы. Сегодня, войдя под своды этого намоленного храма, можно ощутить дух древней Москвы – смиренный и светлый одновременно.

Храм Троицы Живоначальной в Вишняках (ул. Пятницкая, 51)
История этой церкви уходит корнями в стрелецкие слободы середины XVII века. Первая деревянная Троицкая церковь появилась здесь в 1640-х годах, когда южную окраину Москвы заселили стрельцы для обороны Земляного вала. Храм получил прозвище «в Вишняках» по имени одного из стрелецких командиров, полковника Матвея Вишнякова. Вскоре приход вырос, и после славной Чигиринской битвы 1678 года общине дозволили возвести каменный храм в честь Живоначальной Троицы – как благодарность за одержанную победу. К началу XVIII века церковь обзавелась несколькими приделами, а колокольню вынесли на красную линию Пятницкой улицы. Современное здание храма – великолепный памятник эпохи позднего классицизма. Его возводили поэтапно в 1804–1826 годах: сначала перестроили трапезную, затем главный однокупольный четверик, успев закончить основные работы к Отечественной войне 1812 года. После пожара Москвы храм отстроили заново и к 1824 году придали ему нынешний величественный вид с высокой ротондой и стройной классической колокольней. Белокаменные колонны, изящные портики и скругленные углы трапезной придают облику церкви благородную элегантность старой Москвы.
Троицкий храм сыграл заметную духовную и культурную роль в Замоскворечье. В дореволюционные времена сюда сходились жители стрелецкой слободы на престольные праздники, неся цветы весной в честь Троицы. В храме находились чтимые святыни, например, древняя икона Святителя Николая и образ Святой Троицы, особо почитаемые местными семьями. В 1920-х годах церковь разделила судьбу многих святынь – ее закрыли, ценности конфисковали, здание заняли учреждения. Лишь спустя десятилетия, в 1994 году, храм вновь открыл двери для верующих, став домовым храмом Православного Свято-Тихоновского института. Теперь здесь регулярно совершаются богослужения силами преподавателей и студентов, продолжается просветительская миссия. Церковь открыта и для прихожан, и для гостей столицы – каждый может зайти помолиться или полюбоваться росписями.
С этим храмом связано немало любопытных подробностей. Так, в нем особенно чтут икону святителя Тихона, Патриарха Всероссийского – небесного покровителя Свято-Тихоновского университета. Здесь же хранится редкая икона мученика Уара, к которому обращаются с молитвами об усопших некрещеных. Рассказывают, что в начале XIX века купол Троицкой церкви был окрашен в небесно-голубой цвет, и путники издалека принимали его за кусочек чистого неба над шумной Москвой. Сегодня храм Живоначальной Троицы в Вишняках вновь сияет свежей пастельной окраской стен и золотом креста, даря радость каждому, кто взглянет на него – как заметил один из посетителей, от этого жизнерадостного облика сразу становится легче на душе.

Храм Георгия Победоносца в Ендове (ул. Садовническая, 6)
На тихой улочке близ московской реки стоит церковь, история которой тесно переплетена с судьбой Москвы. Первая деревянная церковь великомученика Георгия на этом месте известна с середины XVI века, а первый каменный храм заложили в 1588 году по благословению прибывшего из Константинополя архиепископа Арсения Элассонского. Главный престол освятили во имя Рождества Богородицы, однако народ продолжал называть церковь по старому – Георгиевской. Своё необычное прозвище «в Ендове» храм получил по местности: стоял он на холме, отделенном от острова Балчуг дренажным рвом, пролегавшим через низины – «ендовы», которые заполнялись половодьем. Церковь помнит грозные дни 1612 года, когда у ее стен шли бои ополчения с польскими интервентами за переправу через Москву-реку. После освобождения Москвы жители слободы Нижние Садовники отстроили разрушенный храм заново к 1653 году, использовав уцелевшие фрагменты старых стен. Получилась типичная для допетровской Москвы пятиглавая церковь в стиле узорочье: четверик с сомкнутым сводом украшен ярусом кокошников и увенчан пятью главами на высоких барабанах. По богатству резного декора – фигурные карнизы, узорчатые наличники, полуколонки – этот храм напоминает знаменитую церковь Троицы в Никитниках, недаром его считают ценным памятником московского зодчества XVII века.
В последующие века церковь Георгия Победоносца также пережила немало перемен. В 1670-х расширили западную часть – построили просторную трапезную и шатровую колокольню. Однако стихия дважды наносила удар: сильный паводок 1729 года подмыл фундамент, и трапезную с колокольней пришлось перестраивать. Второй весенний разлив 1786 года разрушил шатровую звонницу окончательно. На ее месте в 1806 году по просьбе благотворителя П. Г. Демидова возвели новую трехъярусную колокольню в стиле строгого классицизма. Одновременно вокруг храма появилась изящная ограда с белокаменными столбами и ажурной решеткой – к сожалению, до наших дней уцелел лишь небольшой фрагмент оригинальной ковки, ныне хранящийся в музее Коломенского. Храм уцелел в пожар 1812 года, а в годы Первой мировой здесь размещался лазарет для раненых солдат. Примечательно, что церковь Георгия оставалась действующей до 1935 года, дольше многих московских святынь. После закрытия и уничтожения глав храм использовали под склады, но это не сломило дух святыни. Уже в 1958–1962 гг. провели научную реставрацию, вернувшую храму исторический облик.
Возрождение церковной жизни здесь связано с одним из самых трагических и в то же время светлых символов Русской церкви. В 1992 году храм Георгия Победоносца в Ендове получил новое дыхание, став Подворьем возрожденного Соловецкого монастыря. Первая литургия состоялась уже на Рождество 1993 года. С тех пор церковь не только действует, но и несет особую память: во дворе установлен поклонный крест в честь всех новомучеников, пострадавших на Соловках. При храме открыт музейный уголок, рассказывающий о подвиге соловецких узников. Здесь каждый посетитель может поставить свечу за героев веры и ощутить связь времен. Георгиевский храм открыт ежедневно – можно прийти помолиться святому Победоносцу, попросить у него мужества и стойкости. А еще полюбоваться редким для Москвы сочетанием допетровского узорочья и классической колокольни – символом того, как преемственны в этом святом месте традиции старой и новой Руси.

Храм Николая Чудотворца в Заяицком (2-й Раушский пер., 1/3–26, стр. 8)
В самом сердце Замоскворечья, неподалеку от старинной Раушской набережной, скрывается небольшой барочный храм, название которого озадачивает историков. «Заяицкое» – так раньше именовали эти места – то ли по казакам-яицким, поселившимся здесь после Смутного времени, то ли по фамилии царского иконописца Заяицкого, а возможно, и в честь иконы с Заяцкого острова Соловецкой обители. Как бы то ни было, уже в начале XVI века здесь стояла церковь. Первое летописное упоминание относится к 1518 году, когда на этом месте существовал деревянный храм Преображения Господня с приделом Николая Чудотворца. В 1652 году вместо обветшавшей древесной церкви построили первую каменную – так родилась приходская церковь Николы Заяицкого. Спустя почти столетие здание обветшало, и в 1741 году началось возведение нового храма на средства купцов Москвиных и Турчаниновых. Но беда омрачила эти труды: недостроенные стены рухнули в 1742-м, что на некоторое время остановило строительство. Лишь в 1750-х годах под руководством талантливого архитектора (предположительно Д. В. Ухтомского) строительство возобновили и к 1759 году завершили величественный барочный храм. Главный престол освятили в честь Спаса Преображения, а приделы – во имя святителей Николая и Сергия Радонежского. По преданию, из-за спешки некоторые детали фасада так и остались невыбитыми – капители колонн храма до сих пор гладкие, без задуманных резных узоров. Тем не менее, церковь поражала красотой: ее окружила ажурная ограда с кованым узором в виде распускающегося бутона, устремилась ввысь стройная колокольня. До наших дней оригинальная ограда частично уцелела, напоминая о былом великолепии.
Храм Николая в Заяицком славится богатым духовным наследием. Он чудом уцелел во время нашествия Наполеона: пожар 1812 года не тронул его стен, хотя практически все ценное убранство было разграблено французами. В благодарность за спасение москвичи наполнили церковь новой утварью. В конце XIX века здесь служил святой человек – протоиерей Василий Смирнов, более 40 лет прослуживший этому приходу и принявший мученическую кончину в годы репрессий. Его память ныне чтится как священномученика, и в храме есть икона с частицей его облачения. В советское лихолетье святыня пострадала одной из первых: уже в 1932 году храм закрыли, превратили в цех Мосэнерго, сняли купола и верх колокольни. Драгоценную икону Спаса Преображения конца XV века, хранившуюся здесь с основания, передали на хранение в Третьяковскую галерею. Лишь чудом церковь не снесли окончательно – высокие стены сдержали натиск безбожия, пережили десятилетия запустения.
Сегодня храм Николая Чудотворца в Заяицком вновь ожил и распахнул двери для всех. С 1990-х годов здесь возобновились службы, проведена масштабная реставрация. Храм стал не только приходским, но и центром возрождения казачьих традиций – при нем действует Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством. В дни церковных праздников можно увидеть, как потомки казаков в парадной форме входят под своды родной святыни, чтобы помолиться своему покровителю святителю Николаю. Церковь открыта для посещения ежедневно, ее нарядный барочный иконостас и тихий уютный интерьер привлекают и туристов, и паломников. А в ясный день золотой крест Никольского храма далеко сияет над набережной – символ непоколебимой веры, соединяющий берега времени.
Прогулка по Замоскворечью: храмы и старина на каждом шагу
Путешествие по храмам Замоскворечья – словно путь в прошлое Москвы. Здесь на компактной территории сосредоточено около десятка исторических церквей, и почти каждая улица может похвастать собственной святыней. Многие постройки удивительно пережили гонения XX века, избежав сноса, поэтому район сохраняет уникальный старомосковский колорит. Гуляя по Пятницкой улице от метро «Третьяковская» к «Новокузнецкой», вы увидите нарядный Храм Живоначальной Троицы в Вишняках (ул. Пятницкая, 51). Его ярко-жёлтые стены и бирюзовый купол сразу привлекают взгляд – здание в стиле ампир-классицизма было перестроено в 1804–1824 годах. Этот храм интересен и новейшей историей: в 1991 году он первым в районе был возвращён верующим после десятилетий закрытия, сейчас здесь действует православный университет.
Прогуливаясь по Большой Ордынке, вы встретите несколько церквей, стоящих буквально одна за другой. Помимо уже описанной Иверской церкви, чуть севернее находится церковь Святителя Николая в Пыжах, а южнее – ансамбль Марфо-Мариинской обители с изящным белокаменным храмом в неорусском стиле (начало XX века). На пересечении Ордынки с Климентовским переулком величественно возвышается пятиглавый храм Климента – его барочные купола видны издалека и служат отличным ориентиром.
Если же начать прогулку от станции метро «Полянка», то первым откроется необычный храм, который москвичи называют «Красная церковь» (от старого значения слова «красный» – «красивый»). Это церковь Святого Григория Неокесарийского в Дербицах (ул. Большая Полянка, 29А) – один из древнейших храмов Замоскворечья. По легенде, князь Василий Тёмный основал её в 1445 году в благодарность за возвращение из плена. Каменный храм Григория был перестроен в 1668–1679 годах в роскошном стиле узорочье. С этой церковью связаны важные события: в 1671 году царь Алексей Михайлович венчался здесь с Натальей Нарышкиной, а год спустя крестили новорождённого Петра I. Для туристов Красная церковь – не только памятник архитектуры, но и место, буквально «увидевшее» рождение реформатора Петра Великого.
Замоскворечье производит на гостя впечатление тихого островка старины посреди шумного мегаполиса. Купола и колокольни тут выглядывают то в конце переулка, то за деревьями старинной усадьбы. Вечерами колокольный звон раздаётся сразу с нескольких церквей, наполняя улочки мелодичным эхом. Прогулка по Замоскворечью дарит ощущение путешествия во времени. Неспешно переходя от храма к храму, можно прочувствовать духовную и историческую преемственность Москвы – от средневековья до наших дней. Не забудьте взять фотоаппарат: каждый из замоскворецких храмов по-своему фотогеничен и станет прекрасным сюжетом для памятных снимков о поездке в Москву.
Замоскворечье ждёт туристов – этот район отлично подходит для самостоятельной экскурсии по храмам. Большинство церквей открыты днём, куда-то можно попасть внутрь с экскурсией, где-то полюбоваться снаружи через ограду. Но главное – окунуться в атмосферу старины и почувствовать душу старой Москвы, которая живёт в тихих улочках Замоскворечья и их прекрасных храмах.