Меню
blank

Храм Василия Блаженного — шедевр архитектуры Москвы

Храм Василия Блаженного на Красной площади — один из самых узнаваемых архитектурных символов Москвы и России. Этот необычный собор с разноцветными куполами был возведён в середине XVI века по велению царя Ивана Грозного в честь военной победы и с тех пор обрёл богатую событиями историю. Его яркий облик породил множество легенд, а судьба храма на разных этапах истории России была драматичной и удивительной. Ниже мы подробно расскажем о создании собора, его архитектурных особенностях, легендах и роли в разные эпохи.

История строительства: Иван Грозный и победа над Казанью

История Покровского собора (официальное название храма Василия Блаженного — собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву) неразрывно связана с военными триумфами Ивана IV Грозного. В октябре 1552 года русские войска взяли Казань — столицу Казанского ханства, присоединив эти земли к Московскому государству. Эта победа произошла на следующий день после православного праздника Покрова Богородицы и совпала с днями памяти святых Киприана и Иустины. По преданию, во время казанского похода царь ставил на Красной (тогда Троицкой) площади походные деревянные церкви в честь каждого значимого сражения, а после окончательной победы повелел объединить их в один каменный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

1 октября 1554 года, менее чем через два года после взятия Казани, по указу царя был освящён временный деревянный храм Покрова Богородицы с семью приделами. Он простоял недолго и вскоре был разобран, уступив место грандиозной стройке. Уже в 1555 году на его месте началось возведение каменного собора. Строительство шло быстрыми темпами: к осени 1559 года были возведены и освящены все боковые церкви нового храма, а 29 июня 1561 года состоялось великое освящение центральной церкви Покрова — эта дата и считается датой завершения строительства собора. Современники отмечали небывалый размах и красоту нового храма. Для Ивана Грозного он стал символом божественного благословения его царствования и памятником благодарности за победу.

Архитекторы и легенды о создании. Точное авторство проекта собора до сих пор остается предметом споров и окутано легендами. Согласно одной версии, появившейся в середине XX века, главным зодчим был псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма. Другая, более распространённая версия гласит, что над строительством трудились два разных мастера — Барма и Постник, сведения о которых обнаружены в летописном сборнике XVII века. Летопись говорит: царь молил Бога – и «Бог даровал… двух мастеров русских… Постник и Барма», премудрых и искусных, сумевших воплотить столь чудный замысел. По третьей гипотезе, необычный облик собора мог быть создан зодчим западноевропейского происхождения (возможно, итальянцем), отчего в нём прослеживается синтез русских традиций и элементов архитектуры эпохи Возрождения.

Собор Василия Блаженного породил одну из самых известных легенд об Иванe Грозном. Согласно преданию, царь повелел ослепить архитектора(ов) храма, чтобы те не смогли больше создать ничего подобного по красоте. Впервые эта жуткая история записана иностранным путешественником Адамом Олеарием в XVII веке. Однако историки сомневаются в её правдивости: если главным мастером был Постник Яковлев, то он явно не был ослеплён, ибо уже через несколько лет участвовал в строительстве крепостных стен и храмов в Казани. Другой интересный миф гласит, будто зодчий, видевший разрушение знаменитой восьмиглавой мечети Кул-Шариф в Казани, вернулся и отчасти воплотил её облик в новом московском храме. Дескать, так победители символически «примирили» покорённых казанцев: приняв крещение, татары увидят в православном соборе знакомые черты своей утраченной святыни. Разумеется, эта красивая версия также не подтверждена документами, но отражает восхищение потомков загадочным стилем храма.

blank

Архитектурные особенности и символика собора

Собор Василия Блаженного отличается уникальной композицией и нарядным обликом. На фото видны его многочисленные купола луковичной формы, словно вспыхивающие яркими пламёнами в лучах солнца.

Архитектурный облик храма Василия Блаженного не имеет аналогов. Собор представляет собой единый комплекс из девяти церквей, объединённых общим основанием-подклетом. Центральная и наиболее высокая церковь (около 65 метров до вершины креста) посвящена празднику Покрова Богородицы — в честь него назван и весь собор. Вокруг центрального шатра симметрично расположены восемь меньших храмов-приделов. Четыре крупные главы ориентированы по сторонам света, между ними встроены еще четыре более малых церкви. Каждый из приделов освящён в честь особого святого или события, связанных с победой над Казанью. Например, один придел назван во имя святых Киприана и Иустины (в день их памяти пало Казанское ханство), другой — в честь входа Господня в Иерусалим (Триумфальное шествие, символически связанное с победой), третий посвящён Святой Троице, четвёртый — Николе Великорецкому и так далее. Таким образом, композиция собора напоминает единый храм, вобравший в себя несколько церквей — каждую со своим престолом и покровителем.

Стилевое решение храма поражает смелостью для своего времени. В середине XVI века в Русском царстве ещё не строили ничего подобного. Центральная церковь возведена шатровой (пирамидальной) формы — высокий устремлённый ввысь шатёр на восьмигранном основании, обрамлённый декоративным поясом. Остальные главы увенчаны луковичными куполами разного размера и орнамента. По преданию, иностранцы были столь изумлены видом собора, что называли его «Иерусалимским» храмом — из-за сходства пёстрых луковичных куполов с куполом кувуклии Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Есть и поэтические сравнения: собор уподобляли гигантскому букету цветов или яркому фейерверку, застывшему в камне. Действительно, семь окрашенных куполов (первоначально их, как и приделов, было девять; десятый появился позднее) расцвечены разными узорами — полосы, зигзаги, выпуклые чешуйки, спирали. Контрастные цвета (красный, зеленый, синий, желтый, белый) вместе создают радостную палитру. Сегодня трудно поверить, но изначально, в XVI веке, собор выглядел несколько иначе: его стены были выкрашены под кирпич, а главы покрыты позолотой и краской более умеренной гаммы. Свой современный пёстро-разноцветный наряд храм обрёл к концу XVII века, когда на его фасадах появилась богатая орнаментальная роспись, а купола перекрыли железом и раскрасили в разные цвета. Так или иначе, даже спустя столетия после постройки этот храм остаётся выдающимся образцом русского зодчества: сложный, многоглавый, словно вышедший из самой народной сказки, но при этом глубоко символичный.

Внутреннее устройство собора тоже необычно. Внутри нет единого просторного зала — каждое из девяти сооружений представляет собой отдельную церковь со своим небольшим интерьером и иконостасом, соединённую с другими узкими переходами-галереями. Эти переходы образуют настоящий лабиринт внутри стен храма. Помещения церквей сравнительно невелики по размеру и рассчитаны лишь на небольшое число молящихся. В старину в великие праздники основное богослужение проходило под открытым небом на Красной площади: духовенство во главе с митрополитом или патриархом располагалось на близлежащем Лобном месте, а собор Василия Блаженного служил как бы огромным алтарём символического храма под небом. Благодаря такому устройству собор органично вписался в пространство главной площади Москвы и стал её духовным центром.

Легенды и святой Василий Блаженный

Собор Покрова на Рву издавна в народе называют храмом Василия Блаженного — по имени московского святого, чью память он увековечивает. Василий Блаженный был юродивым (святым простецом), жившим в Москве при Иване Грозном и обличавшим пороки сильных мира сего. По преданию, даже грозный царь почитал Василия и боялся его пророчеств. Василий Блаженный скончался во время строительства собора, вероятно в 1557 году, и был погребён близ стен возводимого храма. Спустя несколько десятилетий, при царе Фёдоре Иоанновиче, Василий был прославлен в лике святых. В 1588 году царь Фёдор, сын Ивана Грозного, повелел перенести мощи блаженного Василия под своды собора и воздвигнуть над ними отдельную надстроечную церковь. Для этого с северо-восточной стороны собора пристроили небольшой придел – он стал десятым по счёту храмом в составе собора и был освящён во имя Василия Блаженного. Новый придел имел собственный вход и представлял собой самостоятельную миниатюрную церковь, гармонично примкнувшую к основному ансамблю. С тех пор народная молва стала называть весь Покровский собор именем святого Василия, и это название закрепилось на века.

С личностью Василия Блаженного связана трогательная легенда о строительстве собора. Рассказывают, будто юродивый Василий заранее собирал деньги на будущий храм: он тайно бросал через плечо монеты на Красной площади, и никто не решался их тронуть — все знали, что блаженный творит нечто по вдохновению Божию. Лишь перед смертью Василий указал царю на клад монет, собранных для возведения церкви. Конечно, эта легенда не имеет подтверждений и хронологически не совсем сходится с реальностью (Василий умер уже после начала строительства). Тем не менее она отражает любовь горожан к святому и их уверенность, что новый храм возводился при его духовном участии.

blank

Собор в Смутное время и в Российской империи

В последующие века собор пережил немало потрясений, но уцелел и стал немым свидетелем многих исторических событий. В период Смуты (начало XVII века), когда Москва была занята польско-литовскими интервентами, святыня подверглась поруганию: по свидетельствам летописцев, в подклете храма захватчики держали лошадей, а ценности — оклады мощей, утварь, иконы — были разграблены. Польские воины сорвали даже железный шатёр над могилой святого Василия и осквернили церковное имущество. Лишь в 1612 году народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского изгнало захватчиков из Кремля. Согласно преданию, именно у стен Покровского собора Минину и Пожарскому явился образ Божьей Матери, вдохновивший их на решающий штурм. Спустя два века, в 1818 году, благодарные потомки установили на Красной площади памятник Минину и Пожарскому, первоначально напротив собора, как напоминание о спасении Отечества. (Позднее, уже в советское время, монумент переместили ближе к самому храму.)

В XVIII веке храм Василия Блаженного несколько раз страдал от городских пожаров. В «Троицком пожаре» 1737 года собор сильно выгорел изнутри. Для его восстановления императрица Анна Иоанновна привлекла архитектора Ивана Мичурина — под его руководством обновлялись повреждённые своды, иконостасы и стены, а также была составлена первая подробная опись архитектуры и убранства собора. Позже, при Екатерине II, в 1780-х годах, собор капитально отремонтировали: исправили осевшие фундаменты, перебрали кирпичную кладку, заново раскрасили ветхие участки. Благодаря этим работам храм благополучно дошёл до XIX столетия, практически не потеряв своего облика.

Особое место в истории собора занимает Отечественная война 1812 года. Когда войска Наполеона вошли в оставленную Москву, французы устроили конюшню и склад фуража даже в подклетях Покровского собора. Существуют легенды, что сам Наполеон был настолько поражён красотой храма, что хотел перенести его в Париж. Осознав неосуществимость этой затеи, корсиканец якобы приказал взорвать собор — но внезапный ливень погасил запальные фитили, спасая святыню по молитвам москвичей. Документальных подтверждений этому красивому сюжету нет, однако достоверно известно другое: Наполеон назвал собор «мечетью» и приказал его сжечь. Пожара в итоге не случилось, но оккупанты успели разграбить внутреннее убранство – утварь, ризы, сняли даже колпак с гробницы блаженного Иоанна (Христа ради юродивого, ещё одного московского святого, придел которому был пристроен к собору в 1670-х). От взрывов в Кремле пострадала кровля храма, но в целом он выстоял наперекор захватчикам.

После изгнания французов состояние Красной площади и собора потребовало благоустройства. По указанию императора Александра I архитектор Осип Бове в 1817 году укрепил основание храма: выложил вокруг него подпорную стену из дикого камня, а также окружил собор изящной чугунной оградой. Интересно упоминание, что однажды Александр I, находясь в Англии, увидел гравюру с изображением Покровского собора и… не узнал его. Дело в том, что на рисунке храм был изображён без поздних пристроек — так, как выглядел в XVI–XVII веках, — и император поначалу не соотнёс строгий облик гравюры с пёстрой реальностью знакомого с детства собора. Этот случай подчеркнул, насколько причудливым и переменчивым выглядел храм Василия Блаженного сквозь призму времени. Тем не менее, к концу XIX века собор прочно занял место не только как храм, но и как исторический памятник национального значения: его изображения появлялись в путеводителях, на фотографиях и полотнах художников, воспевая красоту древнерусской архитектуры.

Собор в советский период: угроза и спасение

После революции 1917 года судьба храма Василия Блаженного, как и многих церковных памятников, оказалась под угрозой. В 1920-х годах советская власть закрыла собор для богослужений. В 1923 году в его стенах открыли Государственный историко-архитектурный музей, экспозиция которого посвящалась истории самого храма и древней Руси. Однако в последующие годы, особенно к середине 1930-х, шли разговоры о сносе «устаревших» построек на Красной площади. В 1936 году, в ходе сталинской реконструкции Москвы, власти пришли к выводу, что собор мешает планировке и автомобильному движению на площади. По легенде, в Кремле уже было принято решение уничтожить храм. Ответственному реставратору Петру Барановскому поручили подготовить обмеры здания перед сносом. Но Барановский, выдающийся знаток старины, отказался составлять «приговор» шедевру. Он категорически заявил, что скорее покончит с собой, чем позволит разрушить святыню. По воспоминаниям его дочери, отчаявшись, архитектор даже отправил личную телеграмму Сталину, предупреждая, что уничтожение храма Василия Блаженного нанесёт непоправимый политический вред власти. Чем именно кончилось это драматическое противостояние, доподлинно неизвестно (официальных документов о вмешательстве Сталина не обнаружено). Но факт остаётся фактом: собор уцелел, планы сноса были отменены, а сам Пётр Барановский вскоре был репрессирован (по иной, несвязанной причине) и отправлен в лагеря. Народная молва справедливо называет Барановского человеком, спасшим храм Василия Блаженного ценой собственной судьбы.

Во время Великой Отечественной войны собор не пострадал, хотя немецкие бомбы падали на близлежащий Кремль. Уже в 1947 году, к празднованию 800-летия Москвы, после частичного ремонта музей в соборе вновь открылся для посетителей. В послевоенные десятилетия храм подвергся глубоким научным реставрациям. В 1950-х годах специалисты раскрыли под более поздними наслоениями фрагменты оригинальной росписи XVI века «под кирпич», восстановили белокаменные детали декора, заново покрасили купола, стремясь вернуть собору исторический облик. В 1960-х годах железные кровли глав, которые приходилось перекрашивать каждые 8–10 лет, заменили на медные — более устойчивые к погоде. Эти меры позволили надолго сохранить яркий колорит куполов без повторных ремонтов. К 1970-м годам Покровский собор предстал во всей красе — таким, каким он был в замысле своих создателей.

blank

Наследие и современность

В постсоветское время значение храма Василия Блаженного как памятника мирового наследия было официально признано. В 1990 году собор, вместе с Кремлём и Красной площадью, включён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. С начала 1990-х возобновились и церковные службы: теперь собор находится в совместном ведении Государственного исторического музея и Русской православной церкви. Регулярные богослужения проходят здесь по воскресным дням и в великие праздники, возвращая храму его духовное предназначение после долгих десятилетий перерыва. При этом собор остаётся музеем, открытым для всех интересующихся историей и архитектурой России.

Сегодня храм Василия Блаженного предстаёт перед нами не только как культовое сооружение, но и как подлинное произведение искусства, пережившее века. Его силуэт с девятью яркими куполами неизменно вызывает восхищение у людей разных культур. От заложения первого камня Иваном Грозным до наших дней собор прошёл через войны, пожары, попытки уничтожения и множество реставраций, но устоял и обрёл вторую жизнь. Легендарный храм на Красной площади по-прежнему царит над столицей, напоминая о славных и драматичных страницах истории и о неисчерпаемой творческой силе народа, создавшего этот «каменный цветок». Это достояние не только Москвы или России, но и всего мира — яркий, сказочный, неповторимый собор Василия Блаженного. История и архитектура сошлись в нём воедино, оставив нам наследство, которым можно гордиться и восхищаться бесконечно.

Добавить комментарий

× Чем мы можем Вам помочь?