Меню
blank

Мавзолей Ленина в Москве: история, легенды и современность

Мавзолей В. И. Ленина на Красной площади – одна из самых необычных достопримечательностей Москвы. Это не просто памятник архитектуры, а усыпальница первого советского лидера, где с 1924 года покоится его забальзамированное тело. За почти сто лет существования мавзолей оброс мифами и тайнами, пережил несколько реконструкций и до сих пор притягивает тысячи посетителей ежегодно. Одни считают, что тело вождя давно пора предать земле, другие же выстраиваются в очередь, чтобы увидеть легендарного «дедушку Ленина» собственными глазами​

В этой статье мы расскажем, как появилась идея создать мавзолей, какими были его первые версии, раскроем особенности архитектуры окончательного гранитного мавзолея, вспомним роль усыпальницы в советскую эпоху, поделимся интересными фактами и объясним, как посетить мавзолей сегодня.

Предыстория: идея создания мавзолея

Когда Владимир Ленин скончался 21 января 1924 года, перед руководством молодого Советского государства встал непростой вопрос: как увековечить память о вожде? Традиционно предполагалось похоронить тело, однако к партийным органам потоком шли телеграммы от рабочих и крестьян с просьбами не предавать Ленина земле​. Тысячи людей хотели попрощаться с любимым лидером, в Москву спешили делегации со всего мира​. Уже в день смерти Ленина было решено устроить памятник-усыпальницу на Красной площади – на месте деревянных трибун, с которых Ленин когда-то обращался к народу​. Так родилась идея мавзолея, где тело вождя пролетариата сохранялось бы для публичного поклонения.

Однако изначально эта идея не была воспринята единодушно. По одной из версий, инициатива бальзамировать Ленина и выставить его останки на всеобщее обозрение исходила от Сталина и партийной верхушки. Они видели в этом новую «светскую религию» для советского народа – своего рода аналог святых мощей​. Тем не менее решение о бальзамировании приняли не сразу: первые дни после смерти тело хранили на морозе, и лишь спустя несколько недель специалисты приступили к созданию состава для долговременной консервации​. Так или иначе, воля тысяч простых людей и политическая целесообразность совпали – было решено, что Ленин останется навечно в сердце страны, на Красной площади.

blank

Первый деревянный мавзолей (1924)

Перед архитектором Алексеем Щусевым поставили задачу в кратчайшие сроки спроектировать временный мавзолей к похоронам. И Щусев справился блестяще: на разработку проекта у него ушла всего одна ночь, и уже через три дня, 27 января 1924 года, на Красной площади стоял первый мавзолей​. Эта постройка была выполнена из дерева и имела форму усечённой трёхступенчатой пирамиды​. По сути, сооружение представляло собой куб (примерно 3 × 3 × 3 м) с двумя уменьшающимися кубическими ярусами наверху​. Стены были окрашены в серо-чёрные тона, придавая строгий вид, а над входом красовалась лаконичная надпись «Ленин». Интересно, что изначально планировалась колоннада наверху, но её не успели достроить, и мавзолей так и остался без верхнего декоративного элемента​

Первый мавзолей Ленину имел очень скромные размеры. Внутри находился траурный зал, стены которого обили красным сукном с чёрными полосами, а потолок украшали тканевые драпировки и серп с молотом​. Именно там, в центре зала, в специальном гробу покоилось забальзамированное тело Ленина. Попрощаться с вождём за первые недели пришло огромное количество народа – зал едва вмещал всех желающих​. Вскоре обнаружились недостатки поспешной конструкции: узкие лестницы и небольшой по площади зал приводили к давке, а от потока посетителей температура внутри повышалась, что могло навредить сохранности тела​. Тем не менее зимой 1924 года этот небольшой деревянный склеп выполнил свою задачу – страна простилась с Ильичом. За первый месяц мавзолей посетило более 100 000 человек, и стало ясно, что нужна более основательная постройка​

blank

Очередь посетителей к Мавзолею Ленина на Красной площади, 1960-е годы. С момента открытия мавзолей ежегодно посещали сотни тысяч людей​ (в некоторые годы — около 1 000 000 посетителей​), а в дни больших праздников очереди растягивались через всю площадь.

Второй мавзолей: древесина и дуб (1924–1929)

Вскоре после похорон первый мавзолей закрыли на реконструкцию: требовалось усовершенствовать усыпальницу для долговременного сохранения тела. Весной 1924 года специалисты провели повторное бальзамирование, а конструкторы занялись новым проектом​ Был утверждён эскиз хрустального саркофага для Ленина, созданный инженером Константином Мельниковым​ – прозрачного стеклянного ковчега, через который посетители могли бы лучше видеть вождя. Сам же мавзолей решили перестроить, не меняя общей концепции Щусева, но делая его более вместительным и нарядным.

Второй мавзолей вновь спроектировал Алексей Щусев, и снова на основе деревянного каркаса​. Новое здание сохранило ступенчатую пирамидальную композицию, но стало больше по размеру и богаче по материалам. Строение было обшито панелями из лакированного дуба, тёмного, с декоративным чёрнением​. Фасад украсили колонны по сторонам входа (портик), а вдоль стен возвели ступенчатые трибуны для почётных гостей​. Всего у этой деревянной усыпальницы было шесть уступов-ярусов (включая основание) – она заметно отличалась от первого строго куба более сложным «многоэтажным» силуэтом​.

Строительство второго мавзолея завершилось летом 1924 года, и в августе обновлённая гробница вновь открылась для посетителей​. Теперь она могла вместить куда более длинный поток людей. Вокруг мавзолея разбили небольшой сквер и установили изящную чугунную ограду​. Эта дубовая усыпальница простояла почти 6 лет, став привычным элементом Красной площади​. Именно её мы видим на многих фотографиях 1920-х годов. К концу десятилетия созрело решение построить постоянный мавзолей из камня – ведь деревянная конструкция имела ограниченный срок службы и уже начинала ветшать.

Архитектура гранитного мавзолея (архитектор А. Щусев)

В 1929 году настало время заменить временное деревянное сооружение капитальной постройкой из камня. Был объявлен широкий конкурс проектов: предлагались самые смелые идеи – от мавзолея в виде гигантского корабля «Октябрь» с фигурой Ленина на носу, круглого заливного шара-усыпальницы до пирамиды, похожей на египетские гробницы, и даже здания в форме пятиконечной звезды​. Однако комиссия отвергла экзотику, решив сохранить узнаваемый облик уже полюбившегося мавзолея Щусева​. Таким образом, автором окончательного проекта снова стал академик архитектуры Алексей Щусев, которому надлежало воплотить свои же идеи – но теперь в монументальном, долговечном исполнении.

Новый мавзолей строили из лучших материалов со всей страны. В облицовке использовали благородный красный гранит, тёмно-серый и чёрный лабродарит (эффектно поблёскивающий на солнце камень)​, а также некоторые вставки из мрамора и порфира редких пород​. Цветовая гамма – сочетание тёмно-красного и чёрного – выглядела торжественно и символично, перекликаясь с цветами советского флага и траура. Форма здания осталась ступенчатой пирамидой, напоминающей одновременно и древние мавзолеи, и модернистские идеи 1920-х. Сам Щусев называл эту форму «кубом, символизирующим вечность»​. Фронтон украсила лаконичная надпись «ЛЕНИН» из красного кварцита, хорошо видимая на фоне тёмного цоколя​.

Строительство каменного мавзолея велось в 1929–1930 годах и было завершено к осени 1930-го​. Новое здание существенно превосходило деревянного предшественника по размерам: оно стало выше примерно на 3 метра, а общий объём увеличился почти в 5 раз​. Теперь мавзолей – это просторное сооружение площадью около 5800 кв. м с внутренними помещениями порядка 2400 кв. м​. Здание разместили на самой высокой точке Красной площади (небольшом возвышении у Кремлёвской стены) для лучшей обзорности​. Внутри обустроили вестибюль, Траурный зал для экспозиции тела и две лестницы для входа/выхода посетителей​. Траурный зал представляет собой кубический зал высотой около 10 м с уступчатым потолком, создающим торжественную атмосферу​

Особой гордостью архитекторов стал новый саркофаг для Ленина. Первый стеклянный саркофаг Мельникова, установленный ещё в деревянном мавзолее, имел проблему: на стекле отражались фигуры посетителей, и порой человек видел в отражении сразу несколько «двойников» Ленина. Поэтому в 1945 году (после войны) был создан усовершенствованный саркофаг в форме перевёрнутой трапеции​. Щусев (в последние годы жизни) и скульптор Борис Яковлев рассчитали угол наклона стекла так, чтобы устранить блики​. В верхние плиты поместили специальные зеркальные лампы для мягкой подсветки тела​. Новый саркофаг сделался невидимым – посетитель словно смотрит непосредственно на лежащего Ленина, не замечая стеклянной преграды​ Этот саркофаг (с небольшими модернизациями) используется и поныне.

Мавзолей в советское время: место памяти и трибуна власти

С момента открытия мавзолей Ленина стал центральным местом советского культового почитания. У входа сразу же выставили почётный караул – так называемый Пост № 1​. Первое время вахту несли лучшие курсанты военной школы, затем караул перешёл к солдатам Кремлёвского полка​. Часовые неподвижно стояли по обе стороны входа, меняясь каждый час – эта церемония смены караула стала одной из визитных карточек Красной площади. Непрерывное дежурство у мавзолея продолжалось вплоть до 1993 года​, отражая огромное символическое значение усыпальницы для государства.

В советской культуре мавзолей выполнял двойственную роль. С одной стороны, это было священное место для миллионов граждан – мемориал революции. Люди несли к подножию цветы, в дни рождения и смерти Ленина у мавзолея проходили траурные церемонии, пионеры давали торжественные обещания. Практически каждый советский школьник хотя бы раз в жизни посещал мавзолей во время экскурсии, а для многих жителей отдалённых республик поездка в Москву и посещение Ленина была делом чести. За годы советской власти мавзолей посетили десятки миллионов человек; в 1970-е среднем ежегодно приходило около 1 млн посетителей. В дни больших праздников очередь могла занимать значительную часть Красной площади (люди терпеливо ждали часами, чтобы попасть внутрь).

С другой стороны, мавзолей стал неотъемлемой частью политического ритуала страны. Его ступенчатые трибуны использовались для официальных приемов и парадов. Во время праздничных демонстраций и военных парадов руководители государства и почётные гости поднимались наверх мавзолея, откуда принимали парад и обращались к народу. Этот гранитный постамент видел всех советских лидеров – от Сталина до Горбачёва – стоящих бок о бок с ветеранами, космонавтами и передовиками производства во время торжеств. Например, в июне 1963 года на трибуне мавзолея вместе с Никитой Хрущёвым стояли первые космонавты Валентина Терешкова, Павел Попович и Юрий Гагарин​.

blank

Трибуна Мавзолея использовалась для официальных церемоний. На фото – советские деятели на верхней площадке мавзолея во время праздника, 1963 год. Это иллюстрирует, как мавзолей служил политической сценой для руководства страны в советскую эпоху.

В годы Великой Отечественной войны мавзолей и вовсе обрёл статус символа несокрушимости. В ноябре 1941 года, когда фронт подходил близко к Москве, тело Ленина эвакуировали из столицы: почти на четыре года его тайно перевезли в город Тюмень, где поместили в здание сельхозтехникума (окна замуровали кирпичом, чтобы создать подходящие условия)​. Весь путь следования спецпоезда с саркофагом охраняли вооружённые отряды НКВД​. Пустой мавзолей на Красной площади замаскировали – вокруг него соорудили каркас и накрыли маскировочным полотном с нарисованными окнами и дверями, чтобы с воздуха он выглядел как обычный особняк​. Эта хитрость удалась: фашистские бомбардировщики не распознали объект. После победы, в весной 1945 года, Ленина торжественно вернули на место. Можно сказать, что мавзолей пережил войну вместе со страной.

Любопытно, что сначала Ленин в мавзолее лежал не один. После смерти Иосифа Сталина в 1953 году его тело также было забальзамировано и помещено рядом с Лениным. Надпись на фасаде тогда изменилась на «Ленин и Сталин». Однако уже в 1961 году, в разгар борьбы с культом личности, новое руководство решило захоронить Сталина. Тело «отца народов» вынесли из мавзолея и перезахоронили у Кремлёвской стены, а его имя убрали с фасада​. С тех пор мавзолей вновь носит имя только Ленина.

Были и другие планы: в 1950-х обсуждалось создание гигантского Пантеона – общегосударственного мемориала для захоронения выдающихся советских лидеров​. Предполагалось перенести туда Ленина и других вождей, а мавзолей оставить как исторический памятник. Впрочем, этот проект так и остался на бумаге, а мавзолей Ленина продолжал оставаться главным национальным некрополем. Вокруг него на Красной площади со временем образовался Некрополь у Кремлёвской стены – кладбище, где похоронены многие руководители советского государства, военачальники и герои (их могилы и урны с прахом расположены непосредственно за мавзолеем вдоль кремлёвской стены).

Тайны и интересные факты о мавзолее

Мавзолей Ленина окутан множеством любопытных фактов, легенд и секретов. Вот некоторые из самых интересных:

  • Почётный караул Пост № 1. Как уже упоминалось, у входа в мавзолей круглосуточно стоял караул почти 70 лет. Пост № 1 был учреждён 26 января 1924 года специально для охраны гробницы Ленина​. Смену караула наблюдали тысячи туристов – это было зрелищно и торжественно. В 1993 году официальный караул у мавзолея был упразднён, однако в 1997 традицию возродили уже у Могилы Неизвестного Солдата в Александровском саду​. Сейчас возле самого мавзолея часовых нет, но память о легендарном Посту № 1 жива.
  • Особый микроклимат. Внутри мавзолея всегда поддерживаются строгие условия для сохранности тела. Температура держится на уровне +16 °C​, а влажность воздуха и состав атмосферы постоянно контролируются специалистами. Каждые примерно 1,5–2 года Ленина извлекают из саркофага и помещают в специальную ванну с растворами для повторного бальзамирования​. Благодаря этим процедурам и условиям тело уже почти 100 лет остаётся внешне нетленным. Отмечают даже, что черты лица и фигура Ленина сохраняют объём, не высыхают и не деформируются​. Разумеется, со временем некоторые детали меняют: например, костюм на теле несколько раз обновляли на новый, когда старый приходил в негодность​.
  • «Живой» облик. Чтобы Ленин выглядел максимально естественно, в мавзолее применены хитрые приёмы. Тело освещается особыми лампами розового спектра – их 14 штук, они придают коже более теплый, «живой» оттенок​. Стекло саркофага изготовлено таким образом, чтобы исключить блики и искажения – посетитель видит одну реальную фигуру, а не её отражения (в первом варианте саркофага отражения создавали иллюзию трёх Ленинов одновременно!)​. Все эти меры призваны создать максимально правдоподобный образ лежащего вождя, как будто он просто спит.
  • Секретные комнаты и тоннели. Планировка внутренних помещений мавзолея до сих пор держится в секрете​. Известно, что под землёй располагаются технические комнаты, где находится оборудование для климат-контроля и проводится обслуживание забальзамированного тела. По некоторым сведениям, под мавзолеем есть лифт или подвижная платформа, позволяющая опускать саркофаг в защищённое хранилище при необходимости. Также слухи приписывают мавзолею тайный тоннель, соединяющий его с Кремлём, чтобы высшее руководство могло незаметно попадать внутрь. Официально эти сведения не подтверждены – вероятно, они относятся больше к области легенд. Тем не менее факт остаётся фактом: проектировщики заранее продумывали скрытые пути эвакуации и защиты мавзолея, и устройство усыпальницы куда сложнее, чем видно глазу.
  • Легенды и мифы. Вокруг мавзолея рождалось немало городских легенд. Одна из самых известных – будто бы в саркофаге лежит вовсе не настоящий Ленин, а восковая фигура или двойник. Эту байку время от времени подогревают конспирологи, но никаких доказательств она не имеет (при многочисленных процедурах бальзамирования подтверждалась подлинность останков). Другая легенда гласит, что призрак Ленина бродит по ночам внутри мавзолея, а само сооружение якобы обладает мистической «энергетикой». В 1970-х годах появлялись даже оккультные теории, называвшие мавзолей «культовым сооружением чёрных магов, вытягивающим жизненные силы»​. Разумеется, всё это вымысел, однако такие мифы лишь подчёркивают особое место мавзолея в массовом сознании.
  • Мавзолей на месте рва. Забавно, но место, где стоит мавзолей, изначально было пустым пространством – частью старинного Кремлёвского рва. Ещё в XVI веке вокруг крепостных стен Кремля был выкопан глубокий ров (Алевизов ров) шириной до 30 м​. Его засыпали только в начале XIX века. Именно на этом месте в начале XX века у Кремлёвской стены устроили временные деревянные трибуны для выступлений. Ленин не раз произносил с них речи. И когда возникла потребность строить мавзолей, выбор пал на эту площадку перед Сенатской башней. Правда, грунты там оказались не самыми прочными (сыпучий бывший ров), и фундамент мавзолея пришлось особенно тщательно укреплять. В наши дни, чтобы предотвратить проседание, основание мавзолея дополнительно бетонировали (например, крупные работы проводились в 2013 году)​.

Мавзолей в современной России

После распада СССР отношение к мавзолею Ленина в обществе стало меняться, и сегодня оно весьма неоднозначное. Для многих старших поколений мавзолей продолжает быть важным историческим местом – символом великих совершений и напоминанием о эпохе, которую они застали. В то же время немало и тех, кто считает демонстрацию тел умерших пережитком прошлого. Согласно опросам, значительная часть россиян рассматривает мавзолей просто как туристический объект (например, около 39% граждан по данным ВЦИОМ в 2017 году)​. Доля убеждённых противников «лежания Ленина на площади» тоже велика: порядка 38% называли эту практику неправильной и противоестественной​. Вопрос о захоронении Ленина периодически поднимается политиками и общественными деятелями. Так, в 2005–2006 годах активно обсуждалось вынести тело из мавзолея и похоронить его, и по опросам до 66% россиян тогда поддерживали идею перезахоронения (хотя многие предлагали сделать это в отдалённом будущем)​

Российская власть пока занимает осторожную позицию. Резких шагов не предпринимают, понимая, что мавзолей – часть национальной истории. Президент В. Путин отмечал, что поспешное захоронение могло бы расколоть общество и оскорбить тех, для кого имя Ленина связано с их собственной биографией​. Поэтому мавзолей сохраняется в прежнем виде, но без прежнего идеологического почитания. В официальных государственных церемониях отношение к нему изменилось: например, начиная с середины 2000-х годов на Парадах Победы фасад мавзолея задрапировывают большими баннерами или декорациями, чтобы убрать из телевизионной картинки советский символ​. Руководство страны теперь наблюдает парад не с мавзолея (как в СССР), а с временной трибуны. Эти жесты показывают стремление властей сохранить нейтралитет: не разрушать мавзолей, но и не демонстрировать его как центр праздника.

Тем не менее, мавзолей Ленина по-прежнему остается визитной карточкой Москвы и привлекает большое количество туристов. Особый интерес проявляют иностранцы: например, во время Чемпионата мира по футболу 2018 года мавзолей пережил настоящий бум посещаемости – за один месяц его осмотрели несколько миллионов гостей, многие из которых специально приходили ради этого уникального места​ Для зарубежных путешественников увидеть настоящего Ленина – экзотика и часть программы визита в Россию. Мавзолей также охраняется государством как объект культурного наследия федерального значения​. Более того, здание мавзолея и Кремлёвский некрополь включены ЮНЕСКО в список Всемирного наследия (с 1990 года, как часть ансамбля Кремля)​. Периодически звучат предложения выдвинуть мавзолей и на отдельное включение в список наследия ЮНЕСКО, учитывая его всемирно-историческое значение​

Таким образом, в современной России мавзолей Ленина выполняет скорее мемориально-туристическую функцию. Он больше не центр идеологии, а музейный объект, уникальный памятник эпохи. Общество не пришло к единому мнению о его будущем – спорят и о моральной стороне вопроса, и об исторической. Однако пока мавзолей стоит на своём месте, напоминая и о славных, и о сложных страницах истории страны.

Полезная информация для туристов: как посетить мавзолей

Если вы хотите лично посетить мавзолей Ленина, стоит учесть несколько важных моментов. Мавзолей открыт для посетителей не каждый день, а лишь по определённому графику. Обычно часы работы следующие: вторник, среда, четверг, суббота и воскресенье с 10:00 до 13:00​. Понедельник и пятница – выходные дни, также мавзолей может быть закрыт в дни государственных мероприятий на Красной площади (например, во время репетиций парадов). Время работы может меняться, если проводятся технические работы или плановое обслуживание, поэтому перед поездкой лучше уточнить актуальный график​. Вход для посетителей бесплатный – никаких билетов покупать не нужно (остерегайтесь мошенников, продающих «билеты» на вход, официальный вход всегда свободный)​.

Найти мавзолей не составит труда – он находится в центре Москвы на Красной площади, у самой Кремлёвской стены (между Спасской и Сенатской башнями). Ближайшие станции метро – «Охотный Ряд», «Театральная» или «Площадь Революции» – от них 5–10 минут пешком​. Вход для посетителей организован через специальный пункт досмотра у Кремля (как правило, со стороны Александровского сада, возле Никольской башни)​. Обычно очередь начинается именно там – люди выстраиваются вдоль ограды сада и проходят через рамки металлоискателей. Очередь двигается довольно быстро и организованно. Чтобы минимизировать время ожидания, стоит прийти к самому открытию (к 10 утра) – тогда есть шанс попасть в мавзолей одним из первых и без длительного стояния​.

При посещении мавзолея нужно соблюдать правила поведения, ведь это все-таки место памяти и режимный объект под охраной ФСО. Основные правила такие:

  • Запрещены крупные вещи и металл. На входе всех посетителей проверяют. Не берите с собой большие сумки или металлические предметы – их всё равно попросят оставить. Нельзя проносить оружие и острые предметы (ножи, ножницы и т.п.)​. Лучше оставьте всё лишнее в гостинице или камере хранения, чтобы быстро пройти контроль.
  • Фото- и видеосъёмка строго запрещены. Внутри мавзолея нельзя фотографировать или снимать видео​. Камеры и телефоны обычно можно взять с собой (после досмотра), но пользоваться ими внутри запрещено – за этим следят сотрудники службы охраны. Так что все кадры придётся сохранять только в памяти.
  • Вести себя нужно спокойно и с уважением. Громко разговаривать в мавзолее нельзя – полумрак и тишина здесь навевают атмосферу траурной церемонии. Если посетитель разговаривает слишком громко, ему могут сделать замечание​ Также принято снимать головные уборы при входе (особенно мужчинами) в знак уважения. Внутри нельзя останавливаться надолго – поток посетителей должен двигаться. Обычно люди обходят саркофаг по периметру зала, глядя на лежащего Ленина, после чего поднимаются по выходной лестнице обратно на улицу.
  • Длительность визита. Само пребывание внутри краткое – буквально 2–3 минуты, пока вы проходите мимо саркофага. Но впечатления остаются надолго. Имейте в виду, что внутри довольно прохладно (те самые +16 °C), поэтому в жаркий летний день может ощутимо бросить в холодок – не удивляйтесь.

Мавзолей Ленина располагается напротив Исторического музея и ГУМа, рядом с Собором Василия Блаженного, так что после него вы легко сможете продолжить знакомство с другими достопримечательностями Красной площади. Посетив мавзолей, не забудьте также осмотреть могилы у Кремлёвской стены позади него – там покоятся многие известные личности (Сталин, Калинин, Жуков и др.), каждый захоронен с короткой надписью на надгробной плите.

Мавзолей Ленина – место, где история словно застыла во времени. Посещение этой усыпальницы производит сильное впечатление: в тишине полутёмного зала вы увидите лицо человека, чьё имя когда-то гремело на весь мир. Независимо от того, как вы относитесь к Ленину и советскому наследию, визит в мавзолей – это возможность прикоснуться к живой истории, почувствовать дух эпохи. Сегодня мавзолей продолжает оставаться частью московской культуры: кто-то приходит сюда из уважения, кто-то – из любопытства. А для туриста это, безусловно, уникальный опыт, который нельзя получить больше нигде. Мавзолей Ленина – один из немногих оставшихся в мире мемориалов такого рода, и он до сих пор хранит молчаливую память о прошлом столетии. Приезжая в Москву, стоит увидеть его собственными глазами – ведь он пережил империи и эпохи и вписался в облик города, став его неотъемлемой частью.

Добавить комментарий

× Чем мы можем Вам помочь?