Не верьте людям, которые говорят, что метро Москвы это исключительно вид общественного транспорта. Это скорее подземный развлекательный центр исполинских масштабов, в котором можно посмотреть кино, вкусно покушать, насладиться живой музыкой и даже увидеть останки существ, живших на планете миллионы лет назад. Представляем ТОП-10 малоизвестных фактов о Московском метро.
1. Секретный бункер Сталина на «Таганской»
Тайные ходы и заброшенные бункеры московского метро – это только отчасти выдумки серии книг “Метро 2033”. В подземке есть минимум один бункер, еще и какой! Проектировать убежище на глубине 65 метров начали еще в 1945 году на случай ядерного удара. Когда отношения Союза и США нормализовались, бункер решили рассекретить. В начале 2000-х на месте убежища площадью 7 000 кв. м основали Музей холодной войны и роскошный ресторан.
Этот уникальный объект, известный как Бункер-42 на Таганке, представляет собой целый подземный комплекс, который скрывается под жилыми домами и уходит глубоко под землю. Изначально построенный как секретный командный пункт для стратегических операций, бункер должен был служить убежищем для высокопоставленных руководителей страны в случае ядерной угрозы.
Сложная система тоннелей и коридоров соединяет различные части бункера, а толщина стен достигает нескольких метров, что делает его практически неуязвимым для внешних атак. Несмотря на то, что технологии, использовавшиеся при строительстве, сегодня могут показаться устаревшими, на тот момент это было образцом инженерной мысли.
Сегодня Бункер-42 – это не просто исторический объект. Он стал популярным туристическим местом, предлагая экскурсии, на которых посетители могут окунуться в атмосферу холодной войны, увидеть аутентичное оборудование того времени и даже почувствовать себя в роли советских офицеров. Кроме того, подземный ресторан с тематическим дизайном в стиле 1950-х годов добавляет месту особое очарование и притягательность.
Этот бункер — не единственное подземное сооружение, связанное с холодной войной. Многие слухи и мифы окружают московскую подземку, где, как говорят, существуют секретные линии и заброшенные станции, доступ к которым открыт только избранным. Однако Бункер-42 остается одним из немногих мест, где можно лично соприкоснуться с тайной, скрытой глубоко под улицами Москвы, и почувствовать холодную атмосферу того времени.
2. На «Менделеевской» есть памятник легендарному бездомному псу
В 2001 году на этой станции случилась грустная история: женщина, признанная впоследствии сумасшедшей, смертельно ранила ножом собаку по кличке Мальчик, жившую на «Менделеевской» с 1996 года. Мальчика настолько любили работники метро и местные жители, что в 2007 году псу установили памятник. Скульптуру назвали «Сочувствие», и она до сих пор является символом протеста против жестокого обращения с беспризорными животными.
Памятник «Сочувствие» на «Менделеевской» стал важным символом для москвичей и гостей столицы, которые видят в нем не только дань памяти Мальчику, но и обращение к человечности. Скульптура изображает сидящую собаку с грустным, задумчивым взглядом, что трогает многих прохожих до глубины души. Местные жители и работники метро регулярно ухаживают за памятником, иногда приносят цветы и угощения, выражая таким образом своё уважение к Мальчику и другим бездомным животным, которые в метро находили приют.
История Мальчика напоминает о непростой жизни московских бродячих собак, многие из которых находят убежище в подземке. Эти собаки становятся своеобразной частью городской культуры, и «Сочувствие» символизирует желание общества заботиться о тех, кто оказался без дома. Со временем памятник стал ещё и местом, где активисты призывают к защите животных, устраивая акции и сбор средств для приютов.
3. «Деловой центр» и «Воробьевы горы» – лидеры по мероприятиям
Если в метро столицы нужно провести выставку, дефиле, кинопоказ или вечеринку, то скорее всего для мероприятия выберут одну из этих станций. «Деловой центр» обычно служит для организации вечеринок и модных показов, а «Воробьевы горы» регулярно превращаются в галереи. Часто в культурных мероприятиях участвуют даже составы метро, дизайн которых обновляют в соответствии с тематикой предстоящего события.
Станции «Деловой центр» и «Воробьевы горы» действительно стали центрами культурной жизни московского метро. Благодаря своей архитектуре и удобному расположению они идеально подходят для проведения различных мероприятий, которые привлекают как москвичей, так и туристов. «Деловой центр» с его современным дизайном и просторными платформами часто выбирают для модных показов, презентаций и вечеринок, создавая атмосферу урбанистической роскоши.
«Воробьевы горы», напротив, отличается панорамным видом на Москву-реку благодаря уникальной конструкции станции, расположенной на мосту. Здесь проходят выставки, художественные инсталляции, фотовыставки и кинопоказы. В рамках таких событий станция превращается в настоящую галерею, где можно насладиться искусством в необычной обстановке.
Помимо оформления станций, московский метрополитен активно использует и поезда: некоторые составы оформляют в честь предстоящих мероприятий, создавая подвижные выставочные залы. Один из таких примеров — тематические поезда, посвящённые истории, культуре или известным людям России.
4. Мозаики для «Новокузнецкой» собирали в блокадном Ленинграде
Во время блокады Ленинграда, несмотря на голод и обстрелы, художник Владимир Фролов и его ученики создавали мозаики для московского метро. Работая в условиях постоянной нехватки еды и тепла, они собирали мозаичные панели в полумраке, часто освещая рабочие места лишь керосиновыми лампами. Творческий процесс требовал невероятной точности и кропотливости, но ни холод, ни усталость не могли остановить мастеров, которые осознавали значимость своего вклада. Каждая деталь мозаики передавала их глубокую приверженность искусству и сильную веру в лучшее будущее.
Эти мозаики были задуманы как украшения для центральных станций московского метро, включая «Новокузнецкую». В них использованы символы советского труда, воинской доблести и культурного наследия. Работы Фролова стали последними шедеврами мастера, который посвятил свою жизнь мозаичному искусству, начиная с оформления храмов и заканчивая знаковыми государственными проектами. Мастера буквально вкладывали последние силы, чтобы создать произведения, которые останутся на десятилетия вперед.
В 1942 году, несмотря на тяжелейшие условия, мозаичные панели удалось эвакуировать из осажденного Ленинграда на одном из последних судов, преодолевших Ладожское озеро. Эти мозаики были установлены на станции «Новокузнецкая», где они и по сей день символизируют стойкость и мужество ленинградцев в годы Великой Отечественной войны. Работы Фролова стали не только декоративными элементами, но и вечным памятником героизму людей, готовых создавать искусство, даже когда сама жизнь была под угрозой.
5. Библиотека под землей
На станции «Рассказовка» размещены QR-коды со ссылками на классические произведения, чтобы пассажиры могли скачать понравившуюся книгу и прочитать по дороге. В вестибюле между «Тверской» и «Пушкинской» нашлось место для полки буккроссинга.
Кроме того, подземная библиотека на «Рассказовке» включает произведения самых разных жанров — от классических романов до поэзии, так что пассажиры могут выбрать книгу на любой вкус. Этот проект стал частью программы популяризации чтения, призванной привлечь внимание к русской и мировой литературе. QR-коды обновляются с добавлением новых произведений, а интерфейс прост и удобен: достаточно просто навести камеру телефона и начать чтение.
Что касается полки буккроссинга на «Тверской» — она стала не просто местом обмена книгами, но и своего рода литературным клубом. Иногда на полке можно найти не только художественную литературу, но и редкие или старинные издания, что делает её привлекательной для коллекционеров. Полка постоянно пополняется новыми книгами: москвичи и гости столицы активно приносят сюда свои книги, оставляя на форзацах пожелания будущим читателям, создавая тем самым атмосферу живого общения между людьми через литературу.
6. На станции «Динамо» работала научная лаборатория, проводившая эксперименты с ураном
Для организации нормального наблюдения за ураном необходимо погружение под землю, куда не попадают космические лучи. В 1940 году советские исследователи использовали помещения станции для работы. Да и вообще метро часто использовалось не по назначению. Например, в 1970-е ученые исследовали возможности выращивания грибов в чрезвычайных условиях и заняли несколько туннелей.
В послевоенные годы метро не раз становилось местом проведения уникальных исследований и испытаний, связанных с физикой и биологией. Ученые выбрали подземные станции не случайно: глубокое расположение станций метро создавало естественную защиту от радиационного фона и других воздействий, что позволяло проводить эксперименты в контролируемых условиях. Подобные исследования имели значительное прикладное значение, способствуя развитию науки и технологий, особенно в тех областях, где требовалась высокая степень безопасности и изоляции.
7. На «Римской» есть работающий фонтан
Это единственная станция с работающим фонтаном. Композицию создавали в тесном сотрудничестве с итальянскими художниками, а готовый фонтан решили дополнить фигурами Ромула и Рема.
Фонтан на станции «Римская» был установлен в 1995 году и стал символом культурного обмена между Россией и Италией. Станция проектировалась с уклоном на создание атмосферного пространства, напоминающего древнеримские традиции и культурные символы. Фонтан был задуман как центральный элемент станции, символизирующий римскую историю и объединяющий культурные мотивы двух стран.
Фигуры Ромула и Рема, вскормленных волчицей, являются знаковыми образами римской мифологии. Эти скульптуры были изготовлены с особой тщательностью, чтобы сохранить исторические детали и передать дух древнеримского искусства. Итальянские мастера активно участвовали в создании этих скульптур, обеспечив максимальную точность и качество выполнения. Композиция стала знаковой и уникальной для московского метро, подчеркивая архитектурное и художественное разнообразие станций.
Фонтан выполняет не только декоративную функцию, но и создает на станции особую акустическую атмосферу, добавляя звук текущей воды в общее звуковое пространство метро. Это необычное решение для метрополитена, так как большинство станций разрабатывались с минималистским подходом и акцентом на функциональность. Однако на «Римской» решили сделать исключение, что позволяет посетителям почувствовать себя в своеобразном «подземном римском дворике».
Особое внимание уделяется поддержанию фонтана в рабочем состоянии, так как это сложная инженерная конструкция в условиях метро. Регулярные профилактические работы, очистка и контроль за состоянием оборудования позволяют фонтана оставаться активным на протяжении многих лет. Благодаря этим усилиям фонтан на «Римской» продолжает радовать пассажиров, становясь яркой достопримечательностью московского метро и уникальным элементом подземной архитектуры.
8. В фирменных буфетах могут перекусить не только машинисты
В столовых метро обычно кушают только сотрудники, но никто не помешает и вам вкусно и недорого поесть. Одна столовая расположена на «Арбатской» Филевской линии, другая на «Войковской», третья – на «Выставочной». Обычно в будни здесь можно заказать полноценный обед, а в выходные – легкие закуски и напитки. Обед из первого и второго, салата и напитка будет стоить до 200 рублей.
Фирменные буфеты метро стали настоящим открытием для пассажиров, особенно для тех, кто часто пользуется услугами столичной подземки. Эти столовые предлагают не только доступные цены, но и качественное и разнообразное меню, которое порадует как сотрудников метрополитена, так и обычных пассажиров. В будние дни можно найти супы, горячие блюда, салаты и напитки, что делает обед в метро вполне полноценным и питательным.
Особую популярность эти столовые приобрели среди тех, кто работает поблизости и регулярно ездит по выбранным маршрутам. Это идеальное место для того, чтобы быстро перекусить или даже провести короткий обеденный перерыв, не выходя из метро. В будние дни заведения работают по расписанию, удобному для работников метро, но также ориентируются на пассажиров с плотным графиком, предлагая блюда на любой вкус.
Меню в таких буфетах регулярно обновляется, включая сезонные блюда и особые предложения. Например, зимой можно найти горячие супы и каши, которые особенно популярны среди пассажиров, ищущих тепла и уюта в прохладное время года. В выходные, когда пассажиропоток обычно ниже, буфеты предлагают легкие закуски и напитки, что создает более расслабленную атмосферу для тех, кто не спешит и хочет отдохнуть.
9. Пальмы на «Кропоткинской» и полевые цветы на «Филатовом Лугу»
Архитекторы, работавшие над оформлением «Кропоткинской», вдохновились древнеегипетскими храмами, поэтому разместили на лестницах кадки с живыми пальмами.
Современные станции метро также продолжают тенденцию внедрения зелени. На станции «Филатов Луг» архитекторы решили использовать природное освещение, позволив солнцу проникать сквозь прозрачный потолок. Это решение не только создает светлую и приятную атмосферу, но и обеспечивает условия для роста настоящих полевых цветов. Благодаря этому, станция напоминает больше современный городской парк, чем традиционное метро, и дарит пассажирам ощущение близости к природе.
Кроме эстетического удовольствия, озеленение станций выполняет и практическую функцию. Растения способствуют улучшению микроклимата под землей, повышая влажность воздуха и очищая его. Для пассажиров это становится не просто визуальной деталью, а важным элементом комфорта, особенно в условиях интенсивного пассажиропотока и ограниченного пространства. Подобные решения служат доказательством того, что московское метро не только функционально, но и экологически ориентировано. Использование живых растений в оформлении станций становится частью общей концепции устойчивого развития и городской экологии.
10. Останки современников динозавров
Останки древних организмов, которые можно увидеть в отделке некоторых станций московского метро, представляют собой уникальную «галерею» палеонтологических находок, доступную для всех пассажиров. Облицовочные материалы из мрамора и известняка, добытые в разных регионах, нередко содержат хорошо сохранившиеся окаменелости древних морских существ, таких как морские ежи, кораллы, губки и моллюски. Эти создания жили в эпоху, когда климат и ландшафт Земли были совершенно иными, и их следы, сохранившиеся до наших дней, стали частью облика столичного метрополитена.
Особый интерес вызывают окаменелости возрастом более 300 миллионов лет, оставленные древними организмами, которые существовали задолго до появления динозавров. Станции, оформленные этим мрамором и известняком, становятся своеобразным окном в прошлое, позволяя пассажирам приобщиться к истории жизни на Земле.
Эти «сокровища» стали доступны благодаря использованию природных материалов в строительстве, что позволяет москвичам и гостям города буквально прикоснуться к многовековой истории планеты. В отличие от искусственных материалов, мрамор и известняк несут в себе следы прошлого, делая московское метро не только современным транспортным узлом, но и культурным пространством, раскрывающим перед зрителем уникальные образцы древних эпох.
Если Вам хочется узнать больше о московском метро, Вы можете забронировать и посетить одну из наших экскурсий. Мы проводим множество экскурсий, которые включают рассказы о мистической Москве или классические исторические о прошлом Москвы и о людях, оставивших значимый след в истории города.