Меню

Площадь Трёх Вокзалов

Три вокзала Москвы, находящиеся на знаменитой Комсомольской площади, имеют богатую и насыщенную историю, которая уходит корнями в XVII век. Этот узел транспортной инфраструктуры соединяет Ленинградский, Ярославский и Казанский вокзалы и является важной частью культурного наследия Москвы. Рассмотрим историю этой территории и её преобразования, начиная с Каланчёвского поля.

Каланчёвское поле в XVII—XVIII веках

В XVII веке территория, на которой сейчас расположена Комсомольская площадь, представляла собой обширные луга и болота. Эти земли были известны как Каланчёвское поле. Окружённая естественными водоёмами и болотами, эта местность не была пригодна для строительства и оставалась на протяжении длительного времени незастроенной. Поле находилось в северо-восточной части Москвы и тянулось вплоть до ручья Ольховец, который протекал вдоль южной стороны современного Казанского вокзала.

Примерно так выглядело место Комсомольской площади в XVII веке

Болото, расположенное на юге Каланчёвского поля, питалось водами ручья Ольховец. Этот ручей, исток которого находился в районе современных Сретенских и Мещанских улиц, представлял собой важную водную артерию для этой местности. Благодаря обилию воды, болотистая местность оставалась долгое время неизменной. Местные жители использовали эти земли для выпаса скота, а болота — как естественный барьер между внутренней Москвой и отдалёнными деревнями и селениями.

С восточной стороны Каланчёвского поля находился крупный пруд, который сформировался благодаря запруде на ручье Ольховец. Этот пруд был известен с 1423 года и первоначально назывался Великим, а позже получил название Красного пруда. Он играл важную роль в жизни местного населения. Площадь Красного пруда составляла 23 гектара, что было эквивалентно территории Московского Кремля. Огромный по своим масштабам, пруд использовался как источник воды и как естественная преграда на пути возможных захватчиков.

Красный пруд на дореволюционных картах

Красный пруд имел особое значение для окрестностей, поскольку из него вытекала речка Чечёра. Через неё был перекинут деревянный мост, по которому проходила Стромынская дорога. Эта дорога соединяла Москву с селом Стромынь и далее вела на Суздаль. Она имела большое значение как торговый и транспортный путь. Именно вдоль этой дороги в дальнейшем и образовалась западная часть современной Комсомольской площади.

На северной стороне Красного пруда располагался путевой дворец царя Алексея Михайловича. Этот деревянный дворец был построен с дозорной башней, называемой “каланча”. По преданиям, от этой башни и получило своё название Каланчёвское поле. Дворец служил царю во время его поездок за город и был одной из многих царских резиденций в окрестностях Москвы. Хотя он был относительно небольшим по своим размерам, дворец играл важную роль в обеспечении безопасности и комфорта царских поездок. Из окон дворца открывался вид на Красный пруд и ремесленное село Красное, расположенное на противоположной стороне водоёма.

Красное село было одним из значимых поселений в окрестностях Москвы. Оно изначально представляло собой дворцовую деревню, где жили ремесленники и слуги, обеспечивавшие потребности царского двора. Со временем оно превратилось в крупную ремесленную слободу, которая специализировалась на производстве различных товаров для столицы. Ремесленники Красного села были известны своим мастерством и высококачественными изделиями, которые пользовались спросом не только в Москве, но и за её пределами.

Большая Спасская улица

На западной границе Каланчёвского поля проходила линия современной Большой Спасской улицы, названной так в честь Спасской церкви, расположенной на краю этого поля. В XVII веке на этой территории ещё не было значительных построек, однако в конце века здесь начал формироваться Новый полевой артиллерийский двор. Он был построен на землях ямщиков Переяславской слободы и занимал площадь около 20 гектаров. Артиллерийский двор представлял собой комплекс деревянных строений, окружённых каменной стеной. Здесь находились склады пушек, ядер и другое военное оборудование, а также стрельбище, где проходили учения и испытания артиллерийского вооружения.

Интересно, что Каланчёвское поле сыграло свою роль и в Смутное время. В 1605 году Красное село стало местом, где начались события, приведшие к восстанию против Бориса Годунова. Именно сюда прибыли посланцы Лжедмитрия I Гаврила Пушкин и Наум Плещеев, что стало толчком к восстанию, охватившему Москву и положившему конец правлению династии Годуновых. Эта страница истории сделала Красное село и Каланчёвское поле важными точками на карте политических событий начала XVII века.

Фейреверки в Российской Империи

Пётр I также не обошёл вниманием эту территорию. Он устраивал на Красном пруду торжества и фейерверки в честь побед русской армии. Одно из самых значимых празднований состоялось в 1697 году по случаю взятия Азова. Пётр I организовал на Каланчёвском поле показательные выступления солдат, которые штурмовали специально построенные вышки — копии азовских укреплений. Некоторые историки считают, что именно эти мероприятия и стали причиной появления названия “Каланчёвское поле”, так как на них использовались “каланчи” — башни.

Со временем, к концу XVII века, поле начало терять своё значение как пустынная и дикая местность. Строительство артиллерийского двора, ремесленные мастерские Красного села, а также постоянное присутствие царских резиденций привели к тому, что Каланчёвское поле постепенно стало важной частью городской жизни Москвы. Однако, несмотря на эти изменения, большая часть поля оставалась незастроенной благодаря его стратегическому значению и необходимости в свободных территориях для военных учений.

Таким образом, Каланчёвское поле, начиная с XVII века, представляло собой важную часть городской структуры Москвы. Сначала как дикая и болотистая местность, затем как военный и ремесленный центр, оно оставило значительный след в истории развития города.

Каланчёвская площадь в XIX — начале XX века

XIX век стал периодом значительных изменений для Каланчёвской площади. В этот период территория преобразилась из сельской местности с болотами и прудами в важный транспортный узел Москвы, где начали формироваться новые архитектурные и инженерные сооружения, включая вокзалы и различные транспортные инфраструктуры. Каланчёвская площадь становится центром развития железнодорожной системы России и приобретает своё значение как «ворота Москвы».

Строительство Николаевского (Ленинградского) вокзала

Николаевский вокзал

Одним из ключевых событий в развитии Каланчёвской площади в XIX веке стало строительство Николаевской железной дороги, связавшей Москву и Санкт-Петербург. В 1849 году, по проекту архитектора Константина Тона, началось возведение Николаевского вокзала (ныне Ленинградский вокзал). Этот вокзал стал одним из первых и важнейших железнодорожных терминалов города. Вокзал не только служил транспортной артерией, связывающей два крупнейших города Российской империи, но и стал архитектурной доминантой Каланчёвской площади.

Николаевский вокзал

Здание Николаевского вокзала было выполнено в стиле неоклассицизма с элементами русского зодчества. Его архитектурный облик символизировал мощь и значимость железнодорожного сообщения. Вокзал обслуживал не только пассажиров, но и грузы, направлявшиеся из столицы на северо-западные территории империи. С момента открытия в 1851 году Николаевская железная дорога стала важной транспортной артерией, способствовавшей росту экономики и торговле между регионами.

Ярославский вокзал

Ярославский вокзал
Ярославский вокзал

Следующим значимым событием стало строительство Ярославского вокзала, который появился в 1862 году на месте лесных складов между Николаевским вокзалом и Красным прудом. Первоначально это был небольшой вокзал, предназначенный для обслуживания поездов на Ярославской железной дороге, связывающей Москву с сибирскими территориями через Вологду и Ярославль. Впоследствии, в 1907 году, на месте старого вокзала было возведено новое здание по проекту известного архитектора Фёдора Шехтеля, выполненное в стиле модерн с элементами древнерусской архитектуры. Новое здание Ярославского вокзала стало не только транспортным объектом, но и важным архитектурным памятником Москвы.

Осушение болот и строительство Казанского вокзала

К середине XIX века возникла необходимость в развитии новых железнодорожных линий на юго-восток России. В 1860 году было принято решение о строительстве Рязанской (ныне Казанской) железной дороги. Для этого потребовалось осушить болото, расположенное с южной стороны Каланчёвского поля, заключить речку Ольховец в трубу и расчистить лесные склады, которые находились на месте будущего вокзала.

Казанский вокзал был построен в 1862—1864 годах, но спустя несколько десятилетий потребовалась его реконструкция и расширение. В начале XX века архитектор Алексей Щусев разработал проект нового вокзала, который был завершён в 1926 году. Новое здание Казанского вокзала стало выдающимся примером архитектуры русского модерна и вписалось в общий ансамбль площади.

Преобразования Красного пруда

К концу XIX века Каланчёвская площадь и её окрестности претерпели значительные изменения. В 1901—1910 годах был засыпан Красный пруд, который долгое время служил естественной преградой для застройки. На месте пруда были устроены лесные склады, а также началось активное строительство промышленных и транспортных объектов. Эти изменения позволили расширить пространство для нужд растущего города и обеспечили создание новых коммуникационных линий.

Река Чечёра под землей

Кроме того, в конце XIX века в трубу была заключена речка Чечёра, которая ранее пересекала площадь и препятствовала строительству. Деревянный мост через неё был заменён на современные транспортные коммуникации, а вдоль бывшего русла проложена Краснопрудная улица. Все эти преобразования превратили Каланчёвскую площадь в важный транспортный узел и открыли возможности для дальнейшего строительства вокзалов.

Каланчёвская площадь во время революции 1905 года

Каланчёвская площадь стала свидетелем ключевых событий революции 1905 года. Железнодорожные рабочие, поддерживающие революционное движение, захватили Ярославский и Казанский вокзалы, однако Николаевский вокзал остался под контролем правительственных войск. Рабочие забаррикадировали подходы к вокзалу со стороны Красных ворот и Краснопрудной улицы, чтобы изолировать правительственные силы, но после пяти дней осады Николаевского вокзала революционеры были вытеснены. Эти события стали важной страницей в истории революционного движения в России.

Октябрьская революция 1917 года

Демонстранция Октябрьской Революции

В октябре 1917 года три вокзала на Каланчёвской площади оказались под контролем большевиков, что сыграло ключевую роль в установлении власти в Москве. Захват вокзалов позволил революционным силам обеспечить поступление подкреплений из Петрограда, что стало решающим фактором в победе большевиков в столице. Вокзалы на Каланчёвской площади стали стратегическими объектами, от контроля над которыми зависела судьба революционных событий.

Советская эпоха: Три вокзала на Комсомольской площади

С приходом советской власти, территория Комсомольской площади и её вокзалы продолжали играть важную роль в жизни Москвы. Однако, в Советскую эпоху произошли значительные изменения, как в самом транспортном узле, так и в его окружающей среде. Переименование, строительство метрополитена и архитектурные преобразования стали символами новой эпохи, когда Москва стремительно росла и развивалась.

Переименование Каланчёвской площади

Каланчёвская площадь/Комсомольская площадь на рубеже 20 века

В 1933 году Каланчёвская площадь получила новое название — Комсомольская площадь, в честь молодёжного коммунистического движения — Комсомола, активно участвовавшего в строительстве и преобразованиях советского общества. Это переименование отразило новую идеологическую направленность власти и её стремление увековечить достижения рабочих, крестьян и молодёжи, которые считались авангардом строительства социалистического государства.

Комсомольская площадь 1930-х годов

Комсомольская площадь стала своеобразным символом достижений советского транспорта. Три вокзала, соединяющие Москву с крупнейшими промышленными и культурными центрами страны, стали важным элементом этого идеологического образа. Ленинградский вокзал (бывший Николаевский) связывал Москву с Ленинградом, Ярославский — с Сибирью и Дальним Востоком, а Казанский вокзал обеспечивал транспортные связи с юго-востоком страны.

Строительство Московского метрополитена

Вестибюль метро около Ярославского вокзала

Одним из важнейших этапов в развитии транспортной инфраструктуры Москвы в советский период стало строительство метрополитена. С 1933 по 1935 годы на Комсомольской площади был проложен участок первой линии Московского метро — Сокольнической линии. Метро стало важным нововведением для столицы, поскольку оно позволило значительно улучшить транспортное сообщение и разгрузить наземный транспорт.

Зал станции

15 мая 1935 года на Комсомольской площади был открыт павильон станции метро «Комсомольская». Это событие стало важной вехой в истории московского транспорта. Павильон располагался между Ленинградским и Ярославским вокзалами, обеспечивая удобное сообщение между вокзалами и городом. Впоследствии этот павильон был заменён на новый в 1952 году, когда была построена станция «Комсомольская-кольцевая», ставшая частью Кольцевой линии метрополитена.

Станция «Комсомольская-кольцевая» является одной из самых знаменитых станций московского метро, её архитектурное оформление отличается торжественностью и монументальностью. Архитектурное решение было выполнено Алексеем Щусевым, который также проектировал Казанский вокзал. В интерьере станции использованы мраморные колонны, мозаичные панно и кованые светильники, создающие атмосферу величия и торжественности, которая символизировала успехи советского народа.

Архитектурные преобразования площади

Комсомольская площадь в 1960-х годах

Советская эпоха также внесла значительные изменения в архитектурный облик Комсомольской площади. В 1952 году завершилось строительство гостиницы «Ленинградская» — одного из семи знаменитых сталинских высотных зданий Москвы. Гостиница «Ленинградская», спроектированная архитектором Леонидом Поляковым, стала важным элементом ансамбля Комсомольской площади. Высотка была выполнена в неоготическом стиле с элементами русского зодчества, что подчеркивало её уникальность и архитектурную ценность.

Комсомольская площадь в 1960-х годах

Гостиница «Ленинградская» дополнила ансамбль трёх вокзалов, превратив площадь в символический центр не только транспортной, но и культурной жизни Москвы. Высотка подчёркивала идею соединения старого и нового, национальных традиций и современной советской архитектуры. Ориентированная на иностранных и местных путешественников, гостиница также служила примером советской гостеприимности и комфорта.

Транспортная роль Комсомольской площади в советские годы

Комсомольская площадь в 1960-х годах

В советский период Комсомольская площадь оставалась одним из крупнейших транспортных узлов столицы. Через неё проходили миллионы пассажиров, направляющихся в различные уголки Советского Союза. Три вокзала обслуживали как внутренние, так и международные маршруты. Ленинградский вокзал связывал Москву с крупнейшими городами северо-запада и Балтийского региона, Ярославский вокзал — с Сибирью, а Казанский — с юго-восточными республиками Советского Союза.

Комсомольская площадь в 1960-х годах

Транспортная загруженность площади продолжала возрастать по мере увеличения потока пассажиров и грузов. Комсомольская площадь, благодаря своему стратегическому положению, стала важным элементом не только для Москвы, но и для всей транспортной системы страны. Здесь были сконцентрированы основные пути сообщения между европейской частью Советского Союза и восточными регионами.

Постсоветская эпоха

Комсомольская площадь в 90-х годах

После распада Советского Союза в 1991 году Комсомольская площадь и её знаменитые три вокзала — Ленинградский, Ярославский и Казанский — продолжали оставаться важным транспортным узлом Москвы, играя ключевую роль в обеспечении пассажирских и грузовых перевозок по всей стране. Однако в постсоветский период на площади произошли значительные изменения, связанные с экономическими и социальными преобразованиями, которые оказали влияние на всю транспортную инфраструктуру Москвы.

Переход к рыночной экономике

Ленинградский возкал в 90-х годах

В 1990-е годы Россия переживала сложный процесс перехода от плановой к рыночной экономике. Это коснулось и транспортного сектора. Вокзалы на Комсомольской площади начали адаптироваться к новым экономическим реалиям: здесь появились частные торговые точки, киоски и магазины, что было характерно для этого периода. Пассажиропоток оставался высоким, но инфраструктура нуждалась в обновлении и модернизации, так как многие постройки и системы пришли в упадок ещё в последние десятилетия советской эпохи.

Постепенно началась частичная приватизация различных объектов на вокзалах, появились новые формы обслуживания пассажиров, связанные с развитием частного бизнеса. На вокзалах начали работать современные сервисы, такие как платные VIP-залы, новые билетные кассы, предлагающие билеты на междугородние автобусы и авиарейсы. Вокзалы стали площадками для малого бизнеса, что отражало общие тенденции развития экономики в постсоветской России.

Модернизация и реставрация вокзалов

С начала 2000-х годов вокзалы на Комсомольской площади начали проходить модернизацию. Власти Москвы и РЖД (Российские железные дороги) запустили программы по реставрации и обновлению инфраструктуры вокзалов. Это включало ремонт зданий, модернизацию железнодорожных путей, создание современных залов ожидания и касс, а также улучшение безопасности пассажиров.

Одним из первых объектов, подвергшихся реставрации, стал Ленинградский вокзал. В 2004 году была проведена реконструкция его здания, в ходе которой была восстановлена историческая архитектура вокзала, а также модернизированы внутренние помещения. Были созданы новые залы ожидания, оборудованы современными системами безопасности и видеонаблюдения. Реконструкция также включала обновление платформ и улучшение транспортной инфраструктуры вокруг вокзала.

Вслед за Ленинградским вокзалом модернизацию прошли и Ярославский, и Казанский вокзалы. В процессе реконструкции Ярославского вокзала было уделено особое внимание сохранению исторического облика здания, спроектированного Фёдором Шехтелем, при этом вокзал был адаптирован под современные нужды. На Казанском вокзале, спроектированном Алексеем Щусевым, также были проведены масштабные работы по улучшению транспортной и пассажирской инфраструктуры, что сделало его одним из самых комфортабельных вокзалов Москвы.

Развитие транспортного сообщения

Казанский вокзал

В постсоветский период Комсомольская площадь и её вокзалы продолжили играть важнейшую роль в развитии железнодорожного сообщения по всей России. Ленинградский вокзал остался главным транспортным узлом для поездов, направляющихся в Санкт-Петербург и северо-западные регионы страны, включая международные направления в Финляндию и Прибалтику. Ярославский вокзал по-прежнему обслуживал поезда, направляющиеся в северные и восточные регионы России, включая Сибирь, Дальний Восток и Китай.

Ленинградский вокзал

Важным событием стало развитие высокоскоростного железнодорожного сообщения. В 2009 году на Ленинградском вокзале был запущен первый скоростной поезд «Сапсан», связывающий Москву и Санкт-Петербург. Это значительно сократило время в пути и сделало поездки между двумя столицами более удобными для пассажиров. С запуском «Сапсана» Ленинградский вокзал стал ещё более загруженным, что привело к дальнейшей модернизации его инфраструктуры.

Казанский вокзал продолжал обслуживать поезда, направляющиеся на юг и юго-восток страны, в том числе в Казань, Нижний Новгород, Самару и другие города Поволжья. В 2010-е годы активно обсуждались проекты строительства высокоскоростной магистрали между Москвой и Казанью, что сделало бы Казанский вокзал важной точкой для скоростных железнодорожных маршрутов.

Улучшение инфраструктуры и безопасности

В постсоветский период одним из приоритетов для железнодорожной инфраструктуры стало улучшение безопасности. На всех трёх вокзалах были установлены современные системы видеонаблюдения, усилены меры безопасности при входе на вокзалы и платформы. Это стало особенно актуально после роста террористической угрозы в России в 2000-е годы. Были введены процедуры проверки багажа, установлены рамки металлодетекторов, а также усилены патрули сил правопорядка на вокзалах и в окрестностях.

Помимо этого, значительно улучшилось транспортное сообщение между вокзалами и другими частями Москвы. Комсомольская площадь оставалась важным пересадочным узлом благодаря метро, а также появившимся скоростным автобусным и трамвайным маршрутам. Вокзалы интегрировались в общую транспортную систему столицы, что сделало поездки более удобными и быстрыми.

Коммерциализация и развитие услуг

“Сапсан” на Ленинградском вокзале

В постсоветскую эпоху вокзалы стали не только транспортными узлами, но и важными коммерческими центрами. Здесь появились торговые галереи, рестораны, кафе и магазины, которые ориентированы как на пассажиров, так и на жителей Москвы. Этот процесс был частью более широких изменений в экономике, когда государственные предприятия начали конкурировать с частным сектором.

Многие международные бренды открыли свои точки на территории вокзалов, что сделало их частью глобальной коммерческой инфраструктуры. Вокзалы на Комсомольской площади также стали площадками для культурных и общественных мероприятий, что добавило новое измерение в их функциональное назначение.

Архитектурный ансамбль

Комсомольская площадь, известная как «Площадь трёх вокзалов», имеет характерную вытянутую форму, приближенную к прямоугольной, и является ярким примером сложившегося архитектурного ансамбля. Площадь тянется с запада на восток, отделяясь от Каланчёвской улицы высокой насыпью Алексеевской соединительной железнодорожной ветки. Архитектурная композиция площади сложена таким образом, что её доминантой является гостиница «Ленинградская», несмотря на то, что она расположена по другую сторону путепровода. Фасад гостиницы обращён прямо на площадь, подчёркивая её центральное градостроительное значение.

Вокзалы на Комсомольской площади

Комсомольская площадь известна прежде всего тем, что с трёх сторон она окружена крупнейшими железнодорожными вокзалами Москвы — Ленинградским, Ярославским и Казанским. С северной стороны площади фасадами выходят Ленинградский и Ярославский вокзалы, а южную сторону полностью занимает комплекс Казанского вокзала. Каждый из этих вокзалов является важной частью архитектурного ансамбля площади и играет ключевую роль в её общей композиции.

Ленинградский вокзал

Ленинградский вокзал — это неоклассическое здание, построенное по проекту архитектора Константина Тона в середине XIX века. Он выполнен в строгом стиле, с использованием элементов русского зодчества, и стал первым железнодорожным вокзалом Москвы, связывающим столицу с Санкт-Петербургом. Его архитектурная простота и монументальность подчёркивают значимость этой транспортной артерии, которая стала одним из главных направлений железнодорожного сообщения в России.

Ярославский вокзал

Ярославский вокзал, расположенный рядом с Ленинградским, является ярким примером русского модерна с элементами древнерусской архитектуры. Проект вокзала, разработанный Фёдором Шехтелем в начале XX века, выделяется сложной декоративной отделкой и живописными формами. Здание вокзала выглядит как единый архитектурный ансамбль с разнообразными объёмами, подчёркивающими его значимость как ворот на северо-восточные регионы России. Фасад вокзала украшен элементами, напоминающими древнерусские терема, что придаёт ему уникальный исторический характер.

Казанский вокзал

Казанский вокзал — это сложная архитектурная композиция, спроектированная Алексеем Щусевым. Этот вокзал построен в стиле модерн с элементами неорусского стиля и является одним из самых узнаваемых зданий на Комсомольской площади. Щусев намеренно нарушил симметрию здания, добавив разновеликие объёмы с различной высотой и формой кровли. Внимание привлекает высокая угловая башня с часами и арочным проездом, придающая зданию монументальность. Казанский вокзал символизирует соединение Европы и Азии, что подчёркивается как в архитектурных формах, так и в его функциональном назначении — обслуживании поездов на восток России и в центральные регионы Азии.

Гостиница «Ленинградская»

Гостиница «Ленинградская» — одна из сталинских высоток, возведённая в 1950-х годах. Хотя это самая маленькая из московских высоток, её архитектурное значение для Комсомольской площади невозможно переоценить. Гостиница выполнена в стиле, близком к русскому барокко, что делает её композицию созвучной стилю Казанского вокзала. Здание возвышается над площадью как её доминанта, завершая архитектурную перспективу и подчёркивая важное градостроительное значение Комсомольской площади как главного транспортного узла города.

Метрополитен и инфраструктура

Архитектурный ансамбль Комсомольской площади дополняется подземной инфраструктурой — вестибюлем станций метро «Комсомольская» Сокольнической и Кольцевой линий. Здание вестибюля выполнено в строгом неоклассическом стиле с крестообразной планировкой и шестиколонными портиками. Купол вестибюля украшен шпилем с пятиконечной звездой, что придаёт зданию монументальность и подчёркивает его значимость в общем архитектурном ансамбле площади.

Центральное таможенное управление

Ещё одной важной архитектурной достопримечательностью Комсомольской площади является здание Московской таможни, построенное в 1850-х годах по проекту Константина Тона. Здание выполнено в стиле неоренессанса и является памятником культурного наследия. Оно гармонично вписывается в общий архитектурный ансамбль площади, соединяя старую и новую Москву.

Памятник Павлу Мельникову

В центре Комсомольской площади расположен памятник Павлу Мельникову — первому министру путей сообщения России. Этот памятник является важным символом площади, подчеркивающим её транспортное значение. Архитектурно памятник выполнен в строгих формах и вписывается в общую композицию площади, связывая её историю с развитием российской железнодорожной сети.

Вы можете заказать у нас экскурсию от Трёх Вокзалов, которая включает детальный и интересный рассказ о этой площади от наших профессиональных гидов.

Оставить комментарий

× Нужна помощь?